Адыгские ремесла и промыслы

С древнейших времен у адыгов существовали ремесла, связанные с обработкой металла. Кроме предметов мирного характера, эти ремесла специализировались на производстве оружия. Они носили сельский характер – свои кузнецы были в каждом черкесском селе. Оружие производилось сыродутным способом, как из местного, так и из привозного сырья. Оружейники удовлетворяли главным образом потребности внутреннего рынка, но значительная часть из производимого оружия шла на продажу. В годы Русско-кавказской войны это оружие особо ценилось терскими и кубанскими казаками и офицерами Кавказской армии. С появлением огнестрельного оружия, черкесы освоили и производство пороха. Самостоятельно отливали и пули. Однако своего пороха не хватало, поэтому часть завозилась из-за границы.

По свидетельству путешественников, посетивших в разные времена Черкесию, черкесский воин никогда не выходил из дома невооруженным. По меньшей мере, он носит обычно шашку и кинжал у пояса, на плечах у него бурка. Полным вооружением, помимо ружья и пистолетов, даже в XIX веке считались также кольчуга, небольшой шлем, железные перчатки и нарукавники. Одежда черкеса могла быть не самого лучшего качества и вида, но оружие всегда было очень дорогим и качественным. Комплект вооружение адыгского князя мог достигать стоимости в две тысячи серебряных рублей и выше. Оружие использовалось как средство платежа. В состав любого калыма за невесту обязательно входили предметы вооружения. Оружие входило также в уплату штрафа за убитого.
Основным видом холодного оружия у черкесов были сабля и кинжал. Наиболее ранние адыгские сабли датируются X-XI веками. Черкесская сабля была достаточно длинной (100-120 см), узкой (3-5 см), имела штыковой конец и относительно небольшую кривизну. В бою такой саблей можно было легко проколоть кольчугу. Однако со временем сабля оказалась полностью вытеснена шашкой, не смотря на то, что шашкой можно только рубить, тогда как саблей можно и рубить и колоть. Шашка представляет собой разновидность сабли, ее название и происхождение – черкесские. В переводе означает длинный нож. Шашки известны с XII-XIII веков. Они использовались наряду с саблями, но в отличие от последних, были короче (до 1 м), мало изогнутыми, не имели штыкового конца и защиты для руки. Долгое время сабля и шашка сосуществовали, однако, с распространением огнестрельного оружия меньше стали пользоваться кольчугой, исчезла и потребность в сабле со штыковым концом. В XVIII-XIX веках сабли практически перестали производить. Шашка стала единственным видом длинного холодного оружия. Главными ее достоинствами были относительная легкость и практичность применения – боец одним движением вынимал ее из ножен и, не меняя положения руки, наносил удар. Согласно известной кабардинской формуле «шашка должна быть легкой как перо, упругой как лоза, острой как бритва. Кто носит тяжелую шашку, тот не надеется на умение».

Кинжалы

Кинжал являлся непременной принадлежностью костюма. По словам Хан-Гирея это оружие можно было причислить к верхней одежде черкеса, который снимает его только вместе с верхней одеждой. Черкес ест, пьет, говорит, забавляется всегда с кинжалом на поясе и спит, имея его под своей головой. В основном, все черкесские кинжалы можно было разделить на два основных типа: небольшой узкий кабардинский и короткий широкий шапсугский, от которого рана была наиболее опасной. Как и шашки, рукояти и ножны кинжалов украшались черненым серебром с черкесским орнаментом. 

Луки

Оружие дальнего боя. К оружию дальнего боя у черкесов вплоть до XIX века относится лук и стрелы. Иностранцы, побывавшие в Черкесии, указывают на мастерство, с которым адыги владели стрельбой из лука, а также высокое качество самих луков и стрел. Черкесский лук относится к типу сложных, т.е. склеенных из разных материалов: рога, дерева, вываренных сухожилий животных. В XIX веке употребление лука и стрел стало привилегией дворян. Для ношения и предохранения лука и стрел от дождя и повреждений применялись специальные футляры – налучье и колчан. Лук в налучье и стрелы в колчане назывались сагайдак.

Метательного оружия — луков и стрел — сохранилось немного. Кавказские луки принадлежат к типу сложных, т.е. склеенных из рога, вареных сухожилий и дерева. Рог при натягивании тетивы оказывался на внутренней стороне лука и обеспечивал сильное натяжение. Вареные сухожилия животных, приклеенные рыбьим клеен вдоль рога, делали лук эластичнее; тонкий слой дерева составлял внешнюю сторону. Концы, на которые надевалась тетива, делали из кости. Деревянную спинку лука оклеивали черной кожей, украшенной золотыми звездочками. Стрелы делали дома. Автор XV в. сообщал, что все черкесы, не исключая знатных, каждый день делают для себя стрелы, что летят эти стрелы далеко и имеют прекрасное закаленное острие. Для луков и стрел женщины делали футляры — налучья и колчаны — из красного или черного сафьяна, который по краям обшивали полосками цветной кожи или галуном.

В XVIII в. луки и стрелы еще широко бытовали наряду с огнестрельным оружием. Черкесские стрелы покупали татары и ногайцы — ежегодно около 300 тыс. штук.

Доспехи

Черкесский оборонительный доспех — общекавказского типа: он состоял из шлема, кольчуги, налокотников и перчаток. Высокий конический железный шлем склепан из двух половин. Он неброско украшен: несколько накладных серебряных, а то и железных пластин с гравировкой, чернью или позолотой и немного орнамента. По этому орнаменту — завиткам в форме запятой — и можно опознать черкесский шлем.

Иногда мастер гравировал на нем свое имя и дату. Целую серию таких шлемов сделал в 1780-х гг., как следует из надписи, мастер Али, сын Хаджи Бека. На верхушке — кольцо, чтобы прикрепить флажок из обшитого галуном красного сафьяна с вышитым узором. Снизу — кольчужная сетка; она закрывает половину лица, а сбоку и сзади ниспадает на плечи поверх кольчуги и спереди застегивается на крючок. Кроме высоких шлемов, носили низкие, с такой же длинной кольчужной сеткой.

Тело воина защищала кольчуга — рубашка, сплетенная из металлических колец. Как правило, одно кольцо захватывает четыре соседних. У кольчуги два разреза: у ворота — для головы, у подола — для удобства при ходьбе. В воротник вплетены сыромятные ремешки, чтобы он стал жестким, стоячим и лучше защищал шею. Застежки ворота нередко украшены серебром с чернью. Кольчуга пешего воина — длиннее, всадника — короче. В кольчуге среднего размера примерно 20—25 тысяч колец. Различают кольчуги и панцири: для кольчуг использовалась проволока с круглым сечением, для панцирей — с уплощенным. Кабардинские панцири пользовались большой известностью. Их закупали для персидского шаха. Турки в XVI в. брали дань с черкесов людьми, лошадьми и панцирями. На Руси в 1660-х гг. кабардинские панцирные мастера работали в Астрахани, а затем были переведены в Москву.

Наручи или налокотники защищают руку от удара клинка. Это пластины, которые прикрепляются к рукам при помощи еще двух небольших пластинок, кольчужных колечек и застежек. Поверхность Наручей иногда украшали гравировкой или позолотой с надписями. Вспомним, как описывал М.Ю. Лермонтов „удалого кабардинца":

Он в кольчуге драгоценной,
Налокотниках стальных,
Из Корана стих священный
Писан золотом на них.

В снаряжение воина входили перчатки из красного или черного сафьяна с нашитыми кусками кольчуги и с кожаными шнурами для прикрепления к руке. Перчатки изготавливали женщины, обшивали их специальной тесьмой — галуном, который ткали из золотых или серебряных нитей. Посередине перчатки вышивали золотом или серебром закрученные рога — типичный черкесский орнаментальный мотив.

Ружья

Параллельно с луками, с XVII века, адыги начинают использовать огнестрельное оружие. Вся пехота была вооружена ружьями, а всадники – преимущественно луком, стрелами и копьями. Но уже к середине XVIII века, огнестрельное оружие постепенно вытесняет лук и стелы. Кавказское огнестрельное оружие относится к кремневой системе, славившейся своей надежностью. Первоначально черкесы использовали татарские ружья, но со временем научились делать их сами и гораздо более высокого качества. На момент Русско-кавказской войны кремневые ружья уже морально устарели, тем не менее, количество их было настолько велико, что фактически каждый кавказский горец был вооружен огнестрельным оружием.

Наездничество и коневодство

Наездничество – это институт, характерный практически для всех народов Кавказа. Он заключался в организации военных походов против соседних племен с целью захвата добычи, в основном скота и рабов. Подобный образ жизни был характерен не только для аристократических племен адыгов (кабардинцев, темиргоевцев, бесленеевцев), но и для демократических племен (шапсугов, абадзехов, натухайцев). У аристократических племен наездничество, равно как и ведение военных действий, являлись почетной обязанностью феодальной княжеско-дворянской верхушки. Военную организацию у аристократических народностей возглавляли князья. Сила и авторитет князя отождествлялись в сознании народа с его способностью защитить подданных от врагов. Признавший свое поражение князь лишался всякого уважения. Участие производительных категорий населения аристократических народностей в военных мероприятиях считалось нецелесообразным. Лишь в исключительных случаях, в момент особой военной опасности, крестьяне входили в состав народного ополчения.

Военная организация демократических племен Черкесии выглядела иначе. Ее своеобразие заключалось в том, что значительная часть крестьян-тфокотлей выступала, наряду с дворянами и князьями, самостоятельными землевладельцами. Это обстоятельство обеспечивало участие шапсугских, абадзехских и натухайских тфокотлей в военных и иных наезднических операциях.
Что же побуждало адыгов захватывать добычу насильственным путем? Попытка объяснить это явление, исходя из крайне низкого уровня жизни горского населения Черкесии, не выдерживает критики. Например, по свидетельству многих авторов, уровень сельского хозяйства у черкесов вплотную приближался к европейскому. Отмечалось наличие террасного земледелия, наличие оросительных каналов. Даже после выселения черкесов в Турцию, долгие годы новые поселенцы не могли достичь этого уровня. Причин для адыгского наездничества много, но одна из главных причин – нравственная. Адыги, включая и представителей знати, не были склонны к накопительству. Храбрость почиталась одним из важнейших качеств адыгского воина, а другим, не менее ценным, являлась щедрость, лишенная каких-либо условностей и границ. 
Адыгское наездничество – это не способ существования народа, а особый механизм поддержания военной мобильности общества в условиях стабильной внешнеполитической напряженности в регионе. Наездничество, освященное нормами горского права и связанное с определенной системой воспитания воинов, выступало своего рода гарантом национального суверенитета адыгов. В представлении адыгов красть не значило совершать преступление. Общественное мнение соотносило благородные качества истинного рыцаря – храбрость, удаль, мужество – с умением искусно воровать. Подвиги, достигнутые на поприще кражи имущества и людей, становились мерилом чести и уважения. Однако, общественное признание получал не просто вор, а не пойманный вор. За кражу налагался большой штраф, а неудачливого вора, чаще всего ожидало общественное презрение. 
Следует отметить, что попытки изобразить карательные походы царских войск, как ответ на набеги горцев, выглядят неубедительными. Заселение в конце XVIII века Прикубанья черноморскими казаками, отличавшимися своей воинственностью и хищничеством, привело к заметному стеснению адыгов, уменьшению их традиционного ареала существования, что не могло не вызвать крайне негативной реакции со стороны черкесов. Набеги следовали не только со стороны черкесов, но и, в не меньшей степени, со стороны черноморских казаков, которых активно поддерживала регулярная армия.

Практически все авторы, посетившие в разное время Черкесию, отмечали необычайное искусство владения лошадьми. Разведением лошадей для военных нужд занимались на равнинных пастбищах Кабарды и Прикубанской низменности главным образом князья и крупные феодалы. На начало XIX века в Черкесии насчитывалось58 больших конных заводов. Каждый завод имел свое тавро, восходящее к тамге, которым больше никто не имел права пользоваться. Тамга превратилась в элемент черкесской орнаментики, особенно часто использовавшейся на конских уборах.

Черкесские лошади имели большой спрос на Кавказе, в Крыму, в России, Польше и Литве. В XVIII веке в Кабарду специально для закупки лошадей приезжали покупатели из соседних русских городов и казачьих станиц. Развитие коневодства влекло за собой расцвет отраслей, связанных с производством снаряжения для лошадей. Правда, часть конской упряжи ввозилась в Черкесию из Крыма.
Образец седельного набора получил название у народов Кавказа и казаков «черкесского седла». Черкесские седла пользовались большим спросом у казаков. Черкесское седло было вдвое легче турецкого и на треть легче европейского, что во время длительных походов снижало нагрузку на лошадь. 
В производстве снаряжения для лошади участвовали мастера нескольких специальностей: седельщики, шорники, кузнецы, серебряники.
Черкесское седло относится к типу арчаков. Слово «арчак» означает остов седла. Небольшое, легкое, довольно высокое черкесское седло опирается на спину коня двумя параллельными седельными полками. Форма седла диктовалась военными целями – высокое седло придавало свободу посадке воина, а низкая задняя лука не мешала повороту в седле и возможности отстреливаться на скаку. Наружная и внутренняя стороны седла оклеивались кожей, а верхние части лук оковывались серебряными пластинками. С обеих сторон к седлу прибивались крыльца – куски тонкой и мягкой кожи. К седлу полагались кожаная подушка и потник, которые изготавливались отдельно. Седельная подушка изготавливалась из сафьяна. Она имела четырехугольную форму, набивалась ватой, пухом и оленьей шерстью. Шили подушку иголкой и шелковой ниткой или тонким кожаным ремешком. Потники изготавливались из сложенного в 6 или 8 слоев войлока, сшитого нитью. Обычно войлок смачивали водой и клали вместе с седлом на лошадь; через несколько часов езды седло усаживалось на потник. Для хороших седел потник оторачивался сафьяном, что придавало седлу красоту и прочность. 

Черкесские сады

Черкесские сады — это тоже история, выдающаяся культура адыгов, которую нужно сохранять и развивать
С незапамятных времен черкесы культивировали на своей земле целый ряд редкостных культурных и дикорастущих деревьев и кустарников. Многие из них являются не только полезными для человека, но и целебными.

В недалеком прошлом наши земляки-долгожители, проживавшие в Москве, заказывали нам цветки и плоды этих растений. При этом они четко называли время сбора цветков, листьев, плодов. Долгое время мы возили в упакованных картонных ящиках в столицу цветки рододендрона, листья и плоды ежевики, боярышника черного, чернику, черемшу, лавровишню, плоды тиса, кизила, горный шалфей, чай, грушевую дичку в свежем, сушеном и молотом виде. И только спустя годы поняли незаменимые свойства этих растений.
Когда мы говорим о черкесских садах, почему-то больше всего вспоминаем о грушах и яблоках. Действительно, устойчивость выведенных сортов к условиям произрастания этих культур заслуживает внимания. Более пяти тысяч разновидностей груш существует в мире. Отрадно то, что родиной груши считается Кавказ.
На всей обширной территории, некогда занимаемой черкесами, по долинам рек тянулись многокилометровые рощи из яблонь, груш, каштанов, ореха вперемежку с дикорастущими деревьями и кустарниками.
Каждое ущелье, каждая долина и река имели здесь свои особенности. Вследствие этого возделывание этих и других сельскохозяйственных культур имело неповторимые особенности. Террасирование, противоэрозийная агротехника, обработка почвы и фитомелиоративные работы тех времен являются примером для наших дней. Многие ученые свои открытия базируют на этих методах.
Зная уникальные свойства растений, деревьев и кустарников, а также учитывая их состояние, не одно беспокойное поколение прикасалось к этой проблеме с единственной целью — сохранить и по возможности культивировать.
В 1928 году ученые России впервые занялись серьезно черкесскими садами. В своей статье И.В.Мичурин «Черкесские сады ждут своих селекционеров» писал об изумительном их богатстве и предлагал целый ряд необходимых мер. Доктор сельскохозяйственных наук Н.А.Тхагушев — автор большого научного труда о черкесских садах — дважды докладывал на заседании исполкома Краснодарского краевого совета о черкесских садах. Крайисполкомом также были намечены конкретные меры, выделены на эти цели необходимые бюджетные средства.
Но наступила новая пора. Более сложный период, когда мерилом всего выступает только выгода. Трудно стало говорить о делах и вещах, не дающих материальных доходов. В этой ситуации сложно поспевать за истреблением черкесских садов под разными предлогами на разные нужды.
Подошло время, чтобы на республиканском уровне совместно с руководством и учеными Краснодарского края рассмотреть проблему и выработать меры по сохранению и восстановлению генетического фонда старых черкесских садов. Они несут в себе очень важную информацию, которая нужна подрастающему поколению и может стать основой жизни человека и любой экономики.

Балкарские ремесла и промыслы

Наибольшее развитие у балкарцев, естественно, получили домашние промыслы и ремесла, связанные с переработкой животноводческого сырья. Обработкой шерсти занимались женщины. На первом месте стояло изготовление грубошерстных и тонких сукон. Пряли шерсть на деревянном ручном веретене. Тканье сукон производилось на деревянном горизонтальном ткацком станке. Сукна изготовлялись узкие, шириной в 30 см, и широкие — 80 см. Длина куска также бывала разная. Большею частью сукна изготовлялись из некрашеной шерсти — темно- и светло-серой, коричневой, темно-бурой. Употреблялись также естественные красители. Преобладали сукна гладкие, но иногда производились в мелкую клетку или полоску. Лучшие сукна выделывались в Баксанском, Чегемском и Хуламском обществах.

В пореформенный период сукноделие балкарцев стало носить характер мелкого товарного производства. Скупщики, приезжавшие в балкарские села из Грузии, Нальчика и других мест с различными фабричными товарами (ситцами, бумазеей, цветными платками), меняли их на сукна, наживая на этом большие барыши. Во многих аулах Балкарии торговцы, большей частью приезжие, открывали лавки, где также производили не только продажу, но и обмен своих товаров на сукна и другие местные изделия.

Балкарки искусно изготовляли валянные из шерсти изделия. Из войлочных производств прежде всего следует назвать бурочное. Бурки (жамчы) изготовлялись из черной овечьей шерсти, снятой осенью. Весенняя шерсть, более мягкая и легко пропускающая влагу, а также шерсть тонкорунных овец для этого производства не употреблялась. Вымытую в горячей воде и высушенную шерсть укатывали на специальной циновке, которую клали на землю где-нибудь во дворе или сарае. Катали шерсть несколько женщин в течение двух часов и более, стоя па коленях 7. Затем шерсть расчесывали металлическим гребнем (жамчы та- ракъ), опускали в кипяток и, выложив на плетень, тщательно терли, чтобы она стала плотной. Потом снова расчесывали гребнем. Слегка просушенный войлок опускали для крашения в большой котел (применялись естественные красители). После окраски его мыли в речной воде и просушивали.

Для пастухов изготовляли бурки как с начесом, так и без начеса. В отличие от бурки всадника они бывали короче, чуть ниже колея. Делали также бурочные куртки с рукавами (гебенек).
Бурки изготовлялись в разных местах Балкарии, но особенно славились искусством бурочного производства мастерицы селений Думала, Булунгу, Верхний Баксан и др. Большое значение имело также производство мужских войлочных шляп и особенно войлочных кошм — киизов (кийиз). Кинзы изготовлялись с вкатанным узором, аппликативные и гладкие.

Шерсть окрашивалась в различные цвета, в прежнее время — естественными, а теперь также и анилиновыми красителями. Для фона ковра предпочитали спокойные тона (белый, серый, коричневый, черный), для рисунка употребляли различные цвета. Орнамент аппликативных киизов создавался мастерицами сначала на бумаге, а потом переносился на войлок. При производстве кииза с вкатанным узором шерсть фона и орнамента раскладывалась на циновке, орнамент выкладывался из цветной шерсти желаемом узором без образца (по памяти). Затем шерсть смачивали. Катание войлока для кииза производилось примерно так же, как и для бурок, но с рядом различий (шерсть не сортировали на длинную и короткую, не расчесывали гребнем и т. д.). Киизы аппликативные производились следующим образом: на гладкий одноцветный войлок нашивались войлочные или суконные аппликации другого цвета или нескольких цветов.

В орнаменте балкарских киизов преобладали геометрические и зооморфные рисунки, но часто встречались также растительные узоры.

Домашним способом изготовлялись различного рода чаши и тарелки, подойники, выдолбленные из цельного ствола и со вставным дном, цедилки для молока, половники, сбивалки для айрана, солонки различной формы (подвесные для хранения соли и настольные), подсвечники, бороны, деревянные части пахотных орудий, сани и т. д. Применялась главным образом техника ручного вырезывания и выдалбливания.

Изделия из дерева искусно украшались различным орнаментом, деревянными скульи гупными изображениями. Очень красивы балкарские деревянные кровати  с орнаментальными украшениями.

В дореформенное время у балкарцев имелись оружейные мастера, изготовлявшие ружья. В горах добывался свинец, из которого отливали пули. В начале XIX в. С. Броневский писал: «Из горы Каргашин-Тау (Свинцовая гора), лежащей на полдень в вершинах р. Чегема, жители добывают свинцовую руду, из коей делают пули; умеют приготовлять селитру и продают порох; есть также у них железная руда, которую они плавят» 8. Для размалывания смеси при изготовлении пороха применялись каменные жернова, приводившиеся в движение с помощью деревянной ручки. Ряд авторов отмечает, что среди балкарцев имелись хорошие каменщики и мастера по земляным работам.

В Кабардино-Балкарию приезжают ради впечатлений – строгую красоту Кавказских гор невозможно сравнить ни с чем. На небольшой территории республики множество мест, о которых написаны книги и картины. Восторг от встречи с Эльбрусом, посещения Чегемских водопадов, Голубых озер, верховые прогулки по заповедным горам, горнолыжные трассы оставят восхитительные воспоминания, и желание вернуться на Кавказ снова.
Это замечательно, но покидая гостеприимную республику, хочется увезти с собой несколько интересных сувениров, выбрать оригинальные подарки для дорогих людей.
В КБР всего восемь крупных городов, самый большой из них Нальчик, столица.
Как в любом городе туристической зоны сувенирных магазинов в Нальчике достаточно. Ассортимент большинство будет похожим – дешевый "ширпотреб" для нетребовательного покупателя и более дорогие вещи, среди которых можно отыскать нечто достойное.

Ассортимент сувенирных магазинов

Он довольно однообразен, но сможет пополнить вашу коллекцию красивыми магнитиками с изображением горных пейзажей, голубых озер и водопадов.
Лучше обратить внимание на изделия местных мастеров из чернолощеной глины. Керамика подвергается обжигу в дымном пламени горна, куда не поступает кислород. Это придает посуде особенную глубину бархатно-черного цвета. Кроме обычных кувшинов и крынок выпускается много других видов стильной посуды.
Изготовляют очень качественные копии статуэток и посуды кобанской культуры, обнаруженной археологами. Произведения гончаров можно без проблем использовать по назначению – глазурь выдерживает мытье и не теряет краски.
Можно привезти из КБР художественные панно из войлока или кожи. Продают полированные рога горного барана – тура, буйволов и быков в оправе и без нее, лошадиные подковы ("приносящие счастье").
Плетеные из камыша изделия – "арджен", можно встретить реже. Это циновки, небольшие коврики и подставки для кухонной посуды. На фабрике "Горянка" ткут шерстяные ковры.
На рынке всегда имеются футболки с надписями из серии "Настоящий балкарец" (адыге и др.), а в цехе на окраине города вам сделают любой другой текст.
Местные художники предлагают множество картин, выполненных в разной технике. На них запечатлены горные пейзажи, которые приятно будет видеть на стенах своего дома. Цены варьируются широко и всегда можно подобрать картину близкую по стилю.

Кинжалы

Холодное оружие с красивой отделкой чаще всего не местного происхождения – это работы мастеров Дагестана. На такие покупки обязательно сохраняйте чек и паспорт (сертификат) – могут понадобиться при проверке в аэропорту или на вокзале.
В КБР сохранились прекрасные мастера-кузнецы и чеканщики, продолжающие работать с металлом. Их изделия стоят недешево, но качество и уровень мастерства этого достойны. Кованые изделия будут прекрасно смотреться в интерьере загородного дома.

Украшения

Удивительно красивы кованные из металла пояса и нагрудные украшения – часть традиционного женского костюма. Приобрести костюм полностью будет довольно дорого, но отдельные его элементы вполне доступны. Работы златошвейных мастеров привлекают своей тонкостью.
Действительно красивые традиционные ювелирные изделия найти непросто - осталось мало хороших мастеров.

Коньяк из Кабардино-Балкарии

Есть еще один оригинальный вид местных сувениров – хрустальные или стеклянные рога или сабли - сосуды разного объема, наполненные коньяком. Их не увидеть в обычном магазине – давно сняты с официального производства. Но если вы спросите такую необычную бутыль на любом из рынков, то продавцы обязательно подскажут, где их можно приобрести. Коньяк тоже местного производства – завод в городе Прохладный выпускает качественный алкоголь.


Вязанные и валяные шерстяные вещи

Можно посоветовать заглянуть на Козий (он же шерстяной) рынок. Там представлено все, что может быть связано или сваляно из натуральной шерсти овец и козьего пуха. Есть тут очень удобные теплые валяные войлочные тапочки всех размеров, они могут стать приятным и практичным подарком, так же, как чуни (валенки без голенища) или национальные мягкие войлочные сапоги. Последние очень нравятся пожилым людям с ревматическими суставами.

В прошлом на Козьем рынке продавались исключительно изделия ручной вязки, сейчас появилось много вещей связанных машинным способом. Но их нетрудно узнать даже неопытному взгляду и выбрать ручную вязку.

Если вы любитель зимней рыбалки и долгих прогулок на природе в холодное время года, то не упустите возможность купить очень теплые шерстяные носки с валяной нижней частью. Их удобство и способность сохранять тепло невозможно не оценить.

Свитера до сих пор вяжут объемными, однотонными или с несложными орнаментами, сохранявшимися многие десятилетия.

Кроме этого желанным подарком может быть тончайшая шаль козьего пуха ажурной вязки. 

При выборе такой шали или теплого платка желательно обращать внимание на эти моменты:
- у изделия из натуральной шерсти или пуха есть легкий специфический запах присущий "бывшему носителю" - оно будет чуть-чуть пахнуть овцой или козой. Позже стирка и сушка на открытом воздухе легко его устраняют.
- не стоит покупать слишком "лохматые" ажурные шали, пушистые настолько, что невозможно рассмотреть вязку. Скорее всего, изделие "вспушено" и при носке весь пух будет оставаться на одежде и окружающих предметах. А изрядно "облысевшая" шаль окажется непригодной для ношения.
- оценить качество нетрудно – проведите по шали ладонью. Если качество хорошее, то на ладони не будет ни пушинки.
- цвет шали будет естественным для окраса животного – серым, серовато-белым, светло-бежевым. Натуральный пух и шерсть мастерицы не красят и не отбеливают. Яркие цвета или снежная белизна говорят о добавлении синтетических ниток.

Традиционные головные уборы из светло-серого, белого или темного фетра, напоминающие тюбетейки, должны оценить любители бани. Папаха из бараньего меха вряд ли будет использоваться горожанами в качестве головного убора, хотя вкусы бывают разными.

Зато пушистые легкие варежки, перчатки, шапочки прекрасно впишутся в современный гардероб и долго будут радовать своего обладателя.

Кроме этих традиционных для Кабардино-Балкарии изделий на рынке можно приобрести вполне современные вещи, связанные по модным журналам и каталогам, прекрасную детскую теплую одежду.

Неплохой выбор ковриков, хорошо выделанных козьих и бараньих шкур, стриженных и длинношерстных.

Посетить шерстяной рынок лучше в утренние часы – изделия пользуются спросом у оптовиков, и в более позднее время выбор будет меньше. По понедельникам здесь выходной. Цены невысокие с возможностью поторговаться.


Куклы

В яркой коробке уютно устроилась красавица-горянка с длинными черными волосами. Ее одежда в точности передает все особенности национального женского праздничного наряда.