Всего в Кабардино-Балкарской республике 30 мечетей  и 6 церквей.

Соборная мечеть

Адрес: Кабардино-Балкарская Республика, просп. Шогенцукова, 41

Соборная мечеть Нальчика располагается на улице Шогенцукова на месте кинотеатра "Юность". Мечеть носит ярко выраженный региональный характер: это читается в образе здания, в материалах, которые будут использованы при наружной и внутренней отделке, в частности, местный камень и искусственные материалы, имитирующие камень. По проекту купол синего цвета. Стены остеклены золотистыми светоотражающими витражами. Мечеть разместилась на небольшой круглой площадке, огороженной невысокой декоративной оградой и вымощенной плиткой, рисунок которой сориентирован на Мекку.

Эскизный проект мечети принадлежит молодому архитектору Андрею Асанову. Его работа выиграла в конкурсе, проведенном администрацией Нальчика совместно с Кабардино-Балкарской организацией Союза архитекторов России. После этого институт "Каббалкцентрпроект" выполнил стадию "Проект" с конкретизацией проектных решений, где главным архитектором выступал Владислав Асанов. Асанов-старший осуществлял рабочее проектирование, ведущееся параллельно со строительством.

Здание решено строго симметричным моноблоком. Два минарета высотой 30 метров визируют главный вход. Квадратное на уровне первого этажа здание на втором этаже трансформируется в восьмигранник, центральная часть которого венчается куполом. Высота здания до вершины купола - 21 метр. Главный фасад в соответствии с градостроительными нормами расположен параллельно улице Шогенцукова, при этом он оказался под углом 45 градусов к направлению на Мекку. Но по исламскому канону молельный зал должен быть развернут в сторону Мекки - это условие было выполнено благодаря переориентированию второго этажа. Общая площадь сооружения 1700 квадратных метров. Мечеть одновременно может вместить до 1000 прихожан.

В мечети два молельных зала - большой на 700 мест и малый на 150 мест. В здании располагается Духовное управление мусульман КБР. Предусмотрено два входа - со стороны улицы Шогенцукова для персонала Духовного управления, а с противоположной стороны, со стороны сквера, - вход для прихожан. К вестибюлю главного входа примыкают два блока помещений - отдельно для мужчин и женщин, включающие холл-гардероб, комнату для омовения.

 

Храм Марии Магдалины

Адрес: Кабардино-Балкарская республика, г. Нальчик, пересечение Баксанского шоссе и Пионерской ул., Парк им. Шогенцукова

Храм построен в сквере на ул. Мальбахова, ведущей к центру Нальчика от въезда со стороны Пятигорска. Во второе воскресенье после Пасхи церковь особо чтит Святых Жен-мироносиц, первыми узнавшими о воскресении Христа. Среди них была и Мария из г. Магдала, во имя которой построен собор. Во имя равноапостольной Марии Магдалины была крещена младшая дочь кабардинского князя Темрюка Идарова - Гуащэней, ставшая второй женой русского царя Ивана Грозного. Этот династический брак скрепил политический союз России и Кабарды, установленный в 1557 году.

Храм, расчитанный на тысячу молящихся, построен по проекту главного архитектора республиканского центра проектирования "Каббалкцентрпроект" Александра Тарарина и его сына Дмитрия, студента Ростовской госакадемии архитектуры и искусств. Александр Тарарин сделал ставку на классику, поскольку уверен - христианская религия консервативна как в обрядовых традициях, так и в архитектуре: "Пятикупольный храм с пристроенной колокольней выполнен в византийском стиле, в котором построены храмы в южной части России и Европы. Например, Софийский собор. Проект учитывает все существующие каноны православной церкви. Храм ориентирован алтарем на восток по оси улицы Богдана Хмельницкого. Главный вход - с западной стороны с устройством перед ним площади. Храмовый комплекс огорожен, на территории предусмотрены здания и сооружения. Храм двухъярусный. На первом уровне размещаются крестильная, мастерские, технические и подсобные помещения. На втором - основные помещения для молящихся. Имеется балконная часть для хора, и с этого же уровня - вход в четырехъярусную колокольню. Первый уровень колокольни является крытым крыльцом, папертью храма.

Стены из кирпича и железобетона с фасадной штукатуркой светлых тонов. Купола шлемовидной формы, покрытые медными пластинами. Участок комплекса со всеми постройками - 7 тысяч квадратных метров, что значительно меньше площади сквера. Площадь застройки самого храма - около 800 квадратных метров.

Еще будучи депутатом Государственной Думы Президент КБР Арсен Каноков оплатил стоимость проектно-сметной документации и подготовительных работ. Тогда же был открыт специальный счет для желающих принять непосредственное участие в деле возведения собора. Полностью закончить строительство планировалось в 2006 году, однако по объективным причинам работы были заморожены.

1 сентября 2004 года состоялись торжественная закладка первого камня, освящение места возведения православного собора святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины и закладка капсулы с посланием потомкам в основание его фундамента. Предварительно в сквере возле кинотеатра "Аврора" провели подготовку: соорудили строительный забор, вырыли котлован, разработана проектно-сметная документация.  Православное духовенство во главе с правящим архиереем Ставропольской и Владикавказской епархий епископом Феофаном и благочинным православных церквей КБР протоиереем Валентином Бобылевым помолилось о том, чтобы храм стоял твердо и незыблемо во веки веков. Затем представители руководства республики и гости праздника в том месте, где будет сердце церкви - престол, заложили капсулу с запиской. В ней участники церемонии выражают уверенность в том, что потомки увеличат вклад русской православной церкви в укрепление единства, дружбы и согласия между всеми народами и конфессиями республики.

18 апреля 2010 года Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан отслужил в Нальчике первую службу - Божественную Литургию. «Собор в столице Кабардино-Балкарии - один из лучших и величественных по архитектуре и красоте из вновь построенных не только на Северном Кавказе, но и в России. Это достояние не только православных, но всего общества КБР, ответ тем, кто хочет разделить и настроить друг против друга жителей Кавказа, несмотря на тысячелетнюю историю совместного проживания. Не удастся!», - сказал Владыка Феофан.

 

Собор преподобного Симеона Столпника

Адрес: 360000, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Пятигорская, д. 82

В середине XIX века в Нальчике действовали два храма.

Первый - полковой храм, возведенный в 1826 г. в честь Архистратига Михаила на форштадте крепости Нальчикской. В нем воины Кабардинского егерского полка, приносили присягу, исповедовались, венчались, отмечали храмовые, полковые, общевоинские и государственные праздники. Здесь же проходили богослужения перед отправкой в походы и благодарственные молебны за удачный исход битвы, отпевания умерших и убитых.

По имеющимся историческим описаниям храм Михаила Архангела стояла на каменном фундаменте, имела кирпичные стены, деревянные купол и колокольню из сосновых досок, три крыльца с деревянными колоннами. Сверху - обитые жестью главы зеленого цвета, два железных креста на железных цепях с позолоченными звездочками и главками. Длина здания 13 саженей, ширина 4 сажени и 1 аршин. В двухэтажном (двухъярусном) здании имелось в общей сложности 19 окон.

При перемещении полка из Нальчика в 1843 г. вся церковная утварь была перевезена им на новую штаб-квартиру – в крепость Внезапную.

Второй - приходской собор возведен и освящен в честь преподобного Симеона Столпника, по высочайшему разрешению императора Николай I. Ходатайствовал о строительстве храма капитан Кубанского егерского полка Василия Хлюпина. Храм был построен на   собственные средства семьи Хлюпиных, в память о начальнике Центра Кавказской линии Семене Ильиче Хлюпине, умершим в слободе Нальчик от эпидемии холеры.

Конкретная дата постройки и освящения церкви указана в клировых ведомостях. [Клировые ведомости – документы о службе лиц духовного сословия. Включали также сведения о здании церкви, церковном имуществе.] Симеоновской форштадской церкви, хранящихся в Государственном архиве Ставропольского края: «Построена в 1851 г. на средства генерал-майора армии Хлюпина. Освящена 29 декабря 1851 г. Здание каменное с такой же колокольней. Престол освящен в честь прп. Симеона Столпника». Здесь же отметка: «Имеются сведения о том, что приход существовал с 1845 г.» [Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843-1920 гг.). Справочник. Ставрополь, 2012. С.385.]

Несколько позже здание Симеоновского собора создавало в сочетании со зданием реального училища, выстроенном в 1913 г., единый архитектурный ансамбль, являясь украшением слободы, а позднее города Нальчика [В здании реального училища ныне размещается медицинский факультет КБГУ]. Находилось оно на улице Церковной, после революции переименованной в улицу Советскую (ныне ул. Кешокова), на пересечении ее с улицей Воронцовской (ныне Кабардинская) на бывшей площади форштадта.

Постановлением Кабардино-Балкарского облисполкома от 24 мая 1928 года храм был закрыт, а в декабре этого же года под предлогом его переноса - разрушен.

В 1943 году в г. Нальчике на месте часовни на старом кладбище (ныне застроено многоквартирными жилыми домами) на средства прихожан был воздвигнут новый храм, который построен в традиционной форме, имеющеей вид «корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих сторон к востоку притворы имеющим».   К 1000- летию Руси храм был расширен и в южном крыле храма был освящен престол святого великомученика и Целителя Пантелеимона.

Рядом с основным зданием храма расположена крестильный храм с престолом, освященным в честь равноапостольной Марии Магдалины.

Храм состоит из трех частей: алтаря, собственно храма и притвора. Венчает здание храма купол с восьмиконечным православным крестом.

Декорирование алтаря выполнено в строгих канонических правилах. Над горнем месте на восточной стене фреска ростовой фигуры Спасителя, по правую руку от нее фигура Божьей Матери по левую – свт. Крестителя Иоанна Предтечи. Над ними барельеф с портретными изображениями Божьей Матери с младенцем Христом, Архангелов и Евангелистов.

На участках свободных о росписи развешены иконы Спасителя, Божьей Матери и святых.

Алтарь от центральной части храма  ограничен четырехярусным иконостасом, который сразу выделяется своей центральной иконой- Троица. Бог Отец на иконе написан в виде старца с треугольным нимбом, указующего одесную на фигура Господа Иисуса Христа держащего в левой руке Крест, а над ними Святой Дух в виде голубя.

Верхний ряд иконостаса представляет собой портретные иконы Ветхозаветных пророков, которые полностью или на 2/3 обращены к верующим.

На третьем ярусе расположены ростовые фигуры групп Апостолов, Иоанна Предтечи, Божьей Матери с женами мироносицами, а также поясные иконы свт. Пантелеимона, свт. Николая Мерликийского, свт. Иоанна Златауста и «Глава Предтечи Ионна Крестителя на блюде».

Второй ряд состоит сюжетных картин двунадесятых праздников. Над Царскими вратами икона «Тайное вечере». На створках Царских врат портретные иконы Евангелистов.

Справой стороны от Царских врат первого яруса расположена ростовая икона Иисуса Христа, за ней архангела Михаила, за ней храмовая икона преп. Симеона Столпника, далее иконы святителей и преподобных. С левой стороны Царских врат расположены иконы: Богоматери с взыгравшим Младенцем, Архангела Гавриила, святителей и преподобных.

На солеях стоят хоругви в окладе с изображением Нерукотворного Образа Спасителя и Владимирской иконы Божьей матери, а внизу, расположены киоты ростовых икон: свт. Николая Мерликийского; Казанской иконы Божьей матери; Покрова Богородицы; свт. Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.

В самом храме у всех стен располагаются многочисленные иконы в окладах и киотах. Среди которых иконы с мощами святого великомученика и целителя Пантелеимона (с мощами) и свт. Феодосия Кавказского (с мощами)

Еще одна особенность храма- это монументальные фрески, выполненные в конце 20 века в традициях русской иконописи и по библейским сюжетам русских живописцев (в основном с картин Васнецова).

Над северными воротами сюжет о Крещении Руси, напротив –фреска отображающая крещение свт. Владимира.

Напротив алтаря на фронтоне и парусах – ростовые иконы мучеников и преподобных.

В центральной части храма на правом парусе изображена встреча свт. Иоанна Крестителя с Иисусом Христом, на левом- Благовещение Пресвятой Девы. В центре Нерукотворным Убрус с Ликом Спаса .

Алтарь с престолом святого великомученика и Целителя Пантелеимона с левой стороны ограничен от центральной части храма перегородкой, на которой расположены ростовые иконы: «Пресвятой Богородицы, всех скорбящим в радости», равноап. кн. Ольги, прп. Антония Печерского, равноап. Марии Магдалины и свт. Иоанна Златоуста.

Иконостас престола двурядный. Над Царскими вратами сюжет Тайной вечери, справа от них икона Спасителя, за ней святого великомученика и Целителя Пантелеимона. Слева от Царских врат икона Божьей матери, затем архангела Гавриила и заканчивается иконной прп. Серафима Саровского.

Справа от амвона расположена фигурная икона Распятия Спасителя с предстоящими Божьей Матерью и апостолом Иоанном.

На Южной стене храма фресковые иконы: пророка Ильи, святого великомученика и Целителя Пантелеимона, иконы Божьей матери «Державная», Успение Пресвятой Богородицы.

Северная стена расписана   новозаветными сюжетами: явление Ангела Вефлиемским пастухам, Рождество Христово, Крещение Господа, Преображение Господа Иисуса Христа, а также ростовыми фигурами святых и великомучеников.

В западной части храма расположен балкон для хора, под которым на стенах изображены фрески с сюжетами Спаситель и апостолы, беседа Господа с самарянкой, Господь Иисус Христос с детьми, путешествие Святого Семейства в Вифлеем.

Освящают храм три кованные медных паникадила.

Мощевики с образами Угодников Божиих: Великомученика и Целителя Пантелеимона; Преподобного Феодосия Кавказского; Святителя Луки Крымского; Преподобного Никиты Столпника, Переславского чудотворца; Преподобного Священномученика Кукши Печерского.

Месточтимые списки чудотворной Казанской иконы Пресвятой Божией Матери и Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

 

Никольский собор 

Как добраться до объекта: г.Прохладный, от железнодорожного вокзала на городских автобусах маршрутов № 1 или 2, микроавтобус маршрута № 1, следующих в сторону микрорайона «Западная». Выйти на остановке «Школа № 8» и вернуться назад по ходу движения автобуса около 130 метров. От автовокзала пешком 300 метров по ул. Гагарина в сторону ул. Свободы. На ул. Свободы повернуть направо и пройти 600 метров.


В конце  1823 года трудами жителей станицы Прохладная был построен деревянный храм в честь и славу Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. В 1873 году деревянный храм сгорел. В 1877 году собранием станичников (2300 душ) было принято решение о строительстве каменной Церкви, которое началось в 1882 году.

В 1894 году из города Моздока в станицу Прохладная,   при большом стечении народа  на руках была принесена Моздокская  чудотворная Икона Божией Матери.

19 декабря 1886 года, на праздник Святителя и Чудотворца Николая, состоялось торжественное освящение храма.

В 1889 году при храме открылась женская церковная школа, в которой обучалось 55 девочек. В 1894 году при храме создана   школа грамотности под названием «Народная». В это же время было образовано церковно-приходское попечительство, которое занималось воспитанием круглых сирот, помощью больным, бедным и семьям заключенных.

В 1901 году было завершено строительство величественной колокольни стоимостью 5000 рублей. К 1912 году в храме служило 3 священника, 1 диакон и 2 псаломщика.

В 1937 году храм был закрыт и стал использоваться как склад для хранения зерна. В 1938 году отобрали церковно-приходскую школу, все церковное имущество было разворовано, а с колокольни  безжалостно сброшены шестидесятипудовые колокола. Была попытка разрушить храм, но по молитвам Пресвятой Богородицы и Святителя Николая этому зверству не суждено было свершиться. Верующие мужественно отстояли и защитили храм.

Во время Великой Отечественной Войны 19 декабря 1942 года  на праздник Святителя и Чудотворца Николая храм вновь был открыт. Левый Южный предел храма в связи с закрытием Покровской церкви, располагавшейся возле железнодорожного вокзала, был освящен в честь Покрова Божией Матери, а в последующем переименован в «Моздокский», в честь чудотворной Моздокской иконы Божией Матери.

В период 70-80-х годов при настоятельстве протоиерея Иоанна Остапчука проведены работы по соединению храма с колокольней притвором, установке главного иконостаса и приобретению величественных паникадил.

В начале 90-х годов храм был впервые расписан, а для колокольни приобретены новые колокола. В 1998 году окончено строительство Крестильного храма в честь Св. Иоанна Предтечи. На территории собора построены Иордань и купель. Проведен капитальный ремонт здания и внутренних помещений собора,   деревянный пол заменён на каменный, перекрыты все купола.

К 120- летию храма искусными мастерами с Западной Украины была завершена масштабная роспись собора. Главная святыня собора - Моздокская икона Божией Матери трудами прихожан была поновлена и изготовлена драгоценная риза.

В октябре 2011 года, по инициативе председателя Царицинского фестиваля благоверных Петра и Февронии Светланы Касперовой, при храме была сооружена и открыта часовня во имя святых Петра и Февронии.

В 2012 году завершено строительство двухэтажного здание трапезного комплекса с классами для воскресной школы.

Параллельно с внешним благоукрашением храма шла и благотворительная деятельность, развивалось сотрудничество с социальными учреждениями и оказывается им благотворительная помощь.

Никольский храм стал кузницей священнических кадров. Трудами нынешнего настоятеля собора митрофорного протоиерея Иоанна Кубы более 20 юношей, в разное время несших послушание в Свято-Никольском храме, стали священнослужителями Ставропольской и других епархий Русской Православной Церкви. Один из них - епископ Якутский и Ленский Роман (Лукин).

 

Храм построен по проекту областного архитектора Терского округа Михаила Адамовича Сурмиевич.

Четырехстолпный пятикупольный трехапсидный храм в русско-византийском стиле с колокольней в стиле классицизма, вмещающий до 1000 человек. Высота храма  - 37 м, ширина  - 25,1м, длина -47,7 м, а общая площадь храма составляет – более 500 кв. м. Пять куполов храма изготовлены из квадратных стальных пластин, покрытых нитротитаном.

Внутренняя роспись храма исполнена в русских канонических традициях. Алтарная часть отделена трехярусным резным позолоченным иконостасом. Над Царскими вратами точный список с чудотворной иконы Божией Матери Почаевская.

От северного входа до амвона располагаются   напольные амвонные киоты с образами: вмч. Георгия Победоносца, Моздокской иконы Божией Матери, вмч. Пантелеимона, Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», Божией Матери «Благодатное небо», а также аналойные иконы с образами и раки с частицами мощей Угодников Божиих.

Южный придел, освященный в честь чудотворного образа Божией Матери Моздокская, отделяет от основной части храма двурядным резным иконостасом.

На купольной части храма изображения Спаса Вседержителя (Пантократора). Подкупольные и храмовые окна закрыты цветными витражами.

Над западным входом резные деревянные хоры.

Храм освящают пятиярусное центральное и два трехъярусных боковых позолоченных паникадила.

 

Чудотворный список Моздокской иконы Божией Матери.

Месточтимые списки чудотворных икон «Почаевской», «Баянской», «Неупиваемая Чаша».

Частицы гроба Господня и Гроба Божией Матери.

Более 40 частиц мощей Угодников Божиих, в их числе мощи: св. Иаонна Крестителя, св. ап. Андрея Первозванного, свт. Николая Чудотворца, свт. Василия Великого, свт. Григоря Богослова, свт. Иоанна Златоуста, свт. Тихона Задонского, вмч. Пантелеимона, вмч. Георгия Победоносца, вмч. Дмитрия Солунского, вмч. Федора Тирона, вмч. Варвары, сщм. Харлампия, мч. Иоанна Воина, мч. Авраамия, мч. Никиты, прп. Антония Печерского, прп. Феодосия Киево-Печерского, прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского, прп. Даниила Целебника Печерского, прп. Кукши Одесского, прп. Пимена Многоболезненного, прп. Леонтия архиепископа Михайловского, прп. Ефросинии Полоцкой, прп. Ефросинии Суздальской. прп. Матроны Московской, св. равноап. кн. Владимира, св. равноап. кн. Ольги, св. блгв. кн. Александра Невского, св. блгв. кн. Даниила Московского, св. блгв. кн. Глеба, св. блгв. кн. Андрея Боголюбского, св. блгв. кн. Петра Муромского, св. блгв. кн.Михаила Муромского, св. блгв. кн. Федора Муромского, св. прав. Сафрония Ибердского, св. прав. Алексия Бортсурманского,   св. Федора епископа Суздальского и др.

 

Свято-Троицкий Монастырь

Адрес: 360000,КБР,Зольский район, с. Совхозное, ул. Нагорная, 8

Как добраться до объекта: Из г. Нальчика на личном транспорте- 48 км. прямо по автотрассе «Кавказ» в сторону г. Пятигорска; на развилке с указателем «Псынодаха. Зольская» повернуть налево; прямо 14 км. до поселка Совхозный; пересечь поселок в сторону гор; на выезде повернуть направо и проехать 100 метров до подворья монастыря.    

 

История храма. В 1895 г. Екатерина Алексеевна Хомякова ( дочь Алексея Сергеевича Хомякова - главы движения славянофилов) на личные средства в «своем имении близ Пятигорска», по благословлению Владикавказской Духовной Консисторией и с согласия Терского областного правления начала строительство храма во имя Святой Троицы, по проекту С. У. Соловьева. В 1902 году по завершению строительства Свято-Троицкий храм был освящен.

Храм построен со звонницей, на которой висели пять небольших колоколов. Самый большой из них весил порядка 30 пудов. Колокола были отлиты в 1902 году в Москве на знаменитом колокололитейном заводе Финляндского.

Все иконы выполнены в строгом византийском стиле в Москве иконописцем и реставратором Двора Его Императорского Величества В.П. Гурьяновым. На верху иконостаса сиял позолоченный резной деревянный крест с рельефным резным медальонным изображением Христа в терновом венце, по обеим сторонам которого в особых мраморных постаментах располагались четыре синих лампады. Купол храма был украшен золотыми живописными звездами, поддерживаемый четырьмя массивными каменными столпами, по левую и правую стороны в особых мраморных киотах размещены иконы Живоначальной Троицы и святых апостолов Петра и Павла, а над боковыми предъалтарными арками – иконы Поклонение волхвов и Преображения Господня.

В самом алтаре на лампадной стороне престольного облачения был вышит вверху крест в сиянии, ниже него – древняя монограмма Спасителя и еще ниже вязью слова: «Сiе творите въ Мое воспоминанiе»… Стены храма были окрашены серой масляной краской, во всем храме строго выдержанный стиль «самоуглубления».Храм был также оснащен дорогой церковной утварью из черной вороненой стали, ковчегом, Евангелием, коврами, шитыми полотенцами и прочими ценными вещами».

В 1904 г. по прошению Е.А. Хомяковой определением Священного Синода при Свято-Троицкой церкви открылся самостоятельный приход, а несколько позже при церкви создана женская православная община с приютом для детей сирот и больницей для окрестного населения. Община начиналась при двух монахинях, четырех послушницах и пяти приютянках в возрасте от двух до шести лет.

9 февраля 1907 г. Высочайшим соизволением Государя Императора по определению Святейшего Синода утверждена женская община в честь преподобного Серафима Саровского (с 1908 году Свято-Троицкая Серафимовская община). К осени 1910 года община превратилась в благоустроенную обитель. Было приобретено 20 породистых коров из «горной Швейцарии». При общине открылся сыроваренный завод «с практическими курсами молочного хозяйства и с инструктором от казны», а также   чулочно-вязальная и трикотажная мастерские, изготовлявших дамские пальто, фуфайки и пр. В 1911 году в них обучалось 16 девушек.

В годы Первой мировой войны приют при общине был расширен с 40 до 150 воспитанниц, за счет приема детей погибших воинов.   "Помимо школьного обучения, всех детей приучают к ручному труду, а теперь, по окончании курса начальной школы, будут переводить в открытую художественно-ремесленную школу" - сообщалось в епархиальном журнале. Согласно данным этого периода "сестры содержали больницу с амбулаторией".

В конце двадцатых годов (1928?) монастырь закрыли, инфраструктуру разрушили. К современному периоду очень пострадал Троицкий храм. Хотя внешние стены храма были целы, но их тронули сырость, плесень. Внешняя облицовка стен частично разрушена. Кровли, окон, купола, у храма не было. Не было сводов, столпов. Внутреннее помещение храм было засыпано мусором почти до окон.

 С 1995 году по благословлению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона началось восстановление Свято-Троицкий обители. 7 марта 2000 года Священным Синодом РПЦ   по прошению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона Свято-Троицкий приход в селе Совхозное Зольского района (Кабардино-Балкарская Республика) преобразован в Свято-Троицкий женский монастырь.

Настоятельницей была утверждена монахиня Антония (Бобылева). Понадобились десятилетия упорного труда насельниц, трудников и благотоворителей монастыря, чтобы внешний вид храма Святой Троицы принял свой первоначальный облик. Постепенно приведена в порядок территория монастыря, выстроено красивое ограждение монастырских земель. Полностью выкуплен у местных жителей домик для монашеской обители. Посадили елочки, березы. Обустроили монастырское подворье. В феврале 2001 года освящены пять колоколов, отлитые в Ярославской области, и переданных в дар монастырю. В 2011 году епископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом в монастырь на хранение принесен пояс Пресвятой Богородицы.

 В 2000 году в 450 метрах от монастыря был открыт святой источник, освященный в честь прп. Серафима Саровского, явление которого неоднократно засвидетельствовано насельницам в монастырской истории.

Описание храма. В архитектуре храма синтезированы различные источники, включающие, наряду с армянскими и грузинскими праобразами, тенденции храмостроения Закавказья и Средней Руси XIX в.

Храм крестово-купальный, трех немфный, одно аспидный, облицованный ракушечником.

В храм ведут две широкие каменные ступени, арка и массивная металлическая двухстворчатая дверь, над которой расположена звонница с 5 колоколами.

Внутренняя отделка храма выдержана в светло-зеленых и бирюзовых тонах.

Четырех ярусный иконостас венчает Рублевская икона Святой Троицы, списанная протоиереем Игорем Бобылевым ( +2010 г.).

Северный и южный притворы однотонны с основным иконостасом.

На купольной части храма изображения Спаса Вседержителя (Пантократора).

Подкупольные и храмовые окна закрыты цветными витражами.

Святыни монастыря и храма. Источник Серафима Саровского. Архиерейская копия пояса Пресвятой Богородицы. Иконы с мощевиками: Преподобных Отцов Киево-Печерской Лавры; прп.Никиты Столпника Переяславского; Васильевских новомученников; нвмцц. великой княгини Елизаветы и инокини Варвары.Месточтимые списки с чудотворных икон и образов: Божьей Матери «Достойно есть»; прп. Серафима Саровского; свт. Антония Великого.