Хлудневская игрушка.
Русский художественный промысел в Калужской области. Своё название получил от деревни Хлуднево Думиничского района, где жили мастерицы, занимавшиеся этим ремеслом.
Промысел игрушки возник в 1-й половине XIX века в среде местных гончаров. По данным Всесоюзной переписи мелкой промышленности 1929 года, в деревне Хлуднево Думиничского района из 130 домохозяйств в 76 занимались гончарным производством.
Как правило, мастера работали семейно, сдавая свои изделия перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. Причем мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.
Гончарный промысел в Хлудневе развивался до середины 1950-х гг. Мужчины возили свои изделия на рынки Сухиничей и Жиздры, и благодаря глиняным игрушкам торговля у них шла гораздо лучше, чем у других горшечников и крыночников.
Но затем в колхозах ввели денежную оплату, выросла оплата по трудодням, и работать на ферме или на полевых работах стало выгоднее, чем заниматься гончарством. Да и спрос на глиняную посуду упал. Постепенно практическое занятие превратилось в хобби.
Но хлудневские женщины продолжали лепить свистульки и грематухи. Интерес к их творчеству родился в 1969—1971 гг., после публикаций в центральной прессе и участия во Всесоюзных выставках. О хлудневской игрушке узнала вся страна.
В сентябре 1970 г. на Всевоюзной выставке народных и самодеятельных художников хлудневская мастерица Анастасия Фёдоровна Гаврикова награждена почётным дипломом. Её игрушки отмечены редакцией журнала «Декоративное искусство СССР».
Тарусская вышивка.
Основана на базе Тарусской артели вышивальщиц, созданной в декабре 1924г. В оформлении изделий стойко сохраняются традиции калужской вышивки, близкой по техническим приемам исполнения узора к тульской, рязанской, тверской и смоленской вышивкам.Калужская вышивка в прошлом отличается богатством орнаментальных мотивов: птицы с пышными хвостами и изогнутыми шеями, расположенные гуськом, вереницей или вперемежку с кустами, елочками; женские фигуры, по-местному "куколки”, или "солдатики”, всадники на сказочных конях, барсы с поднятой лапой и закрученным на спину хвостом и т.д. Среди геометрических мотивов встречаются ромбы, треугольники, цветочные розочки. Цветная перевить была широко распространена на территории Перемышльского, Спас-Деменского и Калужского районов.
Тарусская керамика.
Известно, что ещё в XVIII – XIX вв. в Тарусском районе работали кустари – гончары, которые изготавливали керамику для повседневного быта, изразцы и декоративные сувениры ручной лепки. Производство «Тарусский Экспериментальный Завод НИИ Художественной Промышленности» при Министерстве местной промышленности было основано в 1974 году. Это было связано с возрождением Народных Художественных промыслов в России. Организацией производства занимались ведущие технологи и художники НИИ художественной промышленности, которые определили стиль Тарусской керамики. В настоящее время на предприятии работают творческие мастеровые люди-самоучки Тарусского района, а так же выпускники Мухинского, Абрамцевского и Кунгурского художественных учебных заведений. Более 35 лет производятся керамические изделия из красножгущих глин, базируясь на классических гончарных технологиях и непосредственно в лучших традициях народных художественных промыслов.