Музей туризма и альпинизма города-курорта Теберда (Дом-музей
И.П. Крымшамхалова XIX в.), г.Теберда, Карачаевского района,
пер. Домбаиский, 6
С 1988 г. в Теберде, в бывшем гостевом доме известного просветителя XIX века Ислама Пашаевича Крымшамхалова, находится музей истории туризма и альпинизма, относящийся к числу мемориально-архитектурных памятников Карачаево-Черкесии конца XIX века. И.Крымшамхалов одним из первых осознал животворную силу этих мест и построил деревянный, дом. Здесь были созданы все условия для занятия живописью и удовлетворяющие потребность хозяина в широком общении с интересными ему людьми. С годами дом превратился в подлинно культурный центр и собирал под своим кровом талантливых и прогрессивно настроенных людей ,и художников: Васнецов, Куинджи, Ярошенко, Добовской, композитор Танеев, художник и поэт Коста-Хетагуров.
В начале 1920-х годов Теберда стала курортом, и дом И.Крымшамхалова стал общественным центром туризма и альпинизма.
Экспозиция размещена в залах первого этажа. Это мемориальный зал, посвященный И.П.Крымшамхалову и воссоздающий атмосферу начала XX века предметами быта, мебелью, произведениями изобразительного искусства. Небольшая экспозиция музея посвящена истории курорта и развитию туризма и альпинизма, первым альпинистам, покорившим в начале XX века вершины Домбая. Ежегодная посещаемость - в пределах 5 тыс. чел.
Мемориальный дом-музей Коста Хетагурова.
-
Усадьба Хетагуровых располагается в центре одноименного поселка, основанного в 1870 году осетинами - выходцами из Алагирского ущелья, покинувшими свои родные места вследствие малоземелья и переселившимися в плодородное ущелье реки Кубань согласно планам аграрной политики царского правительства России.
На территории усадьбы расположен родовой склеп Хетагуровых. В настоящее время он является единственным подлинным: мемориальным памятником и в дальнейшем ему предстоит стать отправной и опорной точкбй в создании мемориального дома-музея Хетагуровых в селении, заслуженно носящем имя великого поэта Осетии.
Создание мемориального дома-музея значится в будущих планах музея-заповедника. В настоящее время территория усадьбы закреплена за музеем, но помещения все перестроены и необходимо воссоздание прежних построек для передачи этнокультурных традиций осетин.
Поселение аланское VII-XIV вв.
С первой половины X века на территории нынешней Карачаево-Черкесии развернулось широкое церковное строительство, и несколько храмов, входивших в известную по византийским источникам X-XIV веков Аланскую епархию, сохранились до нашего времени. Эти замечательные памятники средневекового зодчества X века - древнейшие в РСФСР христианские культовые здания.
Для строительства одного из них миссионеры облюбовали гору Шоана. Решающую роль при этом, видимо, сыграли большие и многолюдные поселения, находившиеся в долине Кубани при ее слиянии с Тебердой и несколько ниже, там, где теперь находятся село Коста Хетагурово и поселок Орджоникидзевский, аул Нижняя Мара и Хумара. По существу, средневековые поселения и городища тянулись здесь, по обеим берегам реки, почти непрерывной цепью (как и современные населенные пункты). Население их было христианским, составляло один приход и нуждалось в достаточно крупном соборе. Вот почему для строительства была выбрана гора Шоана, стоявшая в центре прихода.
О функциональном назначении Шоанинского храма как собора для большого Кубанского прихода и резиденции местного епископа или архиепископа мы уже говорили. Заметим, кстати, что с северо-западной стороны на плоской вершине горы заметны руины каменных построек и встречается керамика аланского времени. Не есть ли это остатки жилых построек кубанского епископа и его клира? Кажется несомненным, что строительство репрезентативного, видного на многие километры белоснежного храма свидетельствует о важности Кубанской епископии - многолюдной и богатой.