Население около 1,63 млн. чел. Из них: городское население составляет 66,4%, сельское - 34%. 47% населения находится в трудоспособном возрасте.

На территории Ленинградской области проживают представители более 80 народностей. Большую часть составляют русские - 90,8%. Кроме русских, к коренным народностям Северо-Запада России на территории Ленинградской области относятся народы финно-угорской языковой группы - вепсы, ижоры, водь и финны-ингерманландцы.

 

Вепсы. 

История вепсов достаточно древняя и уходит на 2 тысячи лет назад. В те времена они мигрировали, осваивая новые территории, с южного берега Ладоги на просторы современных Карелии, Ленинградской и Вологодской областей и частично Архангельской области. Археологические находки и письменные источники подтверждают, что вепсский народ проживал от Ладожского озера до Северной Двины. До вепсского населения на этих территориях проживали саамы, о чем свидетельствуют названия географических объектов, в частности озер. В приписке XIII века к Уставной грамоте Святослава Ольговича 1137 года упоминаются три поселения вепсов на р. Оять – Юскола, Тервеничи, Вьюница. Вепсы были язычниками до того момента, пока по территории не пересеклись со славянами. Хотя в некоторых селах язычество частично сохранялось и до XX века. Славяне начали осваивать новые территории для заселения и сельского  хозяйства. Массовая сельскохозяйственная колонизация новгородских славян в северо-восточном направлении предположительно шла со второй половины XIV века. В итоге коренное прибалтийско-финское население вынуждено было переселяться на Олонецкую и Вепсовскую возвышенности, где оно и проживает до настоящего времени.

 

Водь. 

Водские племена именовали себя - ватьялайзет. Новгородцы же звали их водью, вотами, вожанами. Ещё их называли нарваналайсет (Narwan alaiset), а также - лапплакот, что указывает на их родство с лопарями. По-видимому, полагал Шёгрен, слово водь происходит от watia, трансформированного от wataja, под которым разумеется низкое болотистое место. По крайней мере, в Финляндии селение Watia лежит при озере. Или от финского waadia - кол или клин, что более вероятно, потому что в нынешнем (разумеется, в понимании Шёгрена) Дерптском уезде есть местность, названная Вагиею - клином. Первые упоминания о води в русских летописях встречаются довольно рано. Так, под 1069 годом мы находим известие, что при сражении новгородцев с полоцким князем Всеславом “... велика бяше сеця вожанам и паде ихъ безчисленное число...”. Под 1149 годом сообщается, что емь, напавшая на водь, была разбита при помощи новгородцев. Упоминание о “вочкой сотне” есть и в “Уставе о мостах”, приписываемом Ярославу Мудрому.

Начиная со второй половины XII столетия известия о води, начинают встречаться и у иностранных авторов. Связано это с известной алчностью предприимчивых европейцев и их желанием полакомиться, за чужой счет. Есть и другая точка зрения, согласно которой водь сформировалась коренного населения эпохи неолита и железного века, которое как в этническом, так и в лингвистическом отношении было родственным соседнему племени эстов. Но, как бы там ни было, совершенно очевидно, что народ водь является истинным аборигеном здешних мест. Водский язык относится к южной ветви прибалтийско-финской группе фино-угоркой языковой семьи. Ближайший родственный язык - эстонский. Согласно наиболее известной точке зрения, предками води, были переселившиеся к востоку от Невы северные эстонцы, в течение первого тысячелетия н.э. ставшие новым народом. К сожалению, этот язык бесписьменный, хоть и имеет два диалекта западный и восточный. В настоящее время большинство вожан говорит на русском языке. Водский язык помнят лишь отдельные люди старшего поколения.

 

Ижора.

Ижорцы, или ингры («isurit», «inkeroiset», «inkerikot»), появились на южном побережье Финского залива несколько позже вожан, поселившись к востоку от них. Самоназвание ижорского народа - инкери (инкерикот, инкеринлайнен, инкеройзет).Самые ранние письменные упоминания об ижоре относятся к XII-XIII столетиям. До того, в XI и даже X столетиях, как, впрочем, и позднее, в русских летописях упоминался термин «чудь», а в скандинавских сагах - «бьярмонды», жившие где-то между Белым и Балтийским морями. «Полулегендарный характер упоминаний давал исследователям повод для всевозможных гипотез; само местонахождение «Бьярмландии» (или «Биармии», или же «Заволочской чуди») остается по-прежнему загадкой для науки, хотя предполагалось множество вариантов и этно-территориальных координат. Новгородцы называли их ижерянами. Некоторые современные авторы (в основном - постсоветские) пользуются термином - ижорцы. Но, вообще-то говоря, ижорцами в советский период истории называли тех, кто работал на Ижорском заводе. Так что, я полагаю, вряд ли этот термин уместен для названия народа. Впрочем, в современном языке всё возможно. Под «чудью» поднималось и древнее водское население на восточном побережье Чудского озера, и летописная весь, предки современных вепсов. Но, скорее всего, летописное название «чудь» было с самого начала многосмысленным, имело множество значений - этнонимических и топонимических, в том числе и значение обобщенное, относящееся к прибалтийско-финскому населению в целом.

Как полагают филологи, слово «чудь» либо германского (готского), либо саамского происхождения; оно было занесено и в Сибирь русскими переселенцами». На побережье Лужского залива и восточнее его обнаружены десятки захоронений. Называются они по эстонски kivivreunushaudat. Самые древние из них относятся к XI -XII столетиям. Они свидетельствуют о том, что к тому времени ижора уже была самостоятельным этносом Heimo. В русских летописях ижора впервые упоминается в 1228 году, когда она совместно с новгородцами отражала нападение финского племени хяме (емь). В дальнейшем ижорцы неоднократно фигурировали в летописях в связи с военными предприятиями Новгорода. В частности, ижорские отряды во главе со старостой Пелгусием участвовали в знаменитой Невской битве 1240 года, сражаясь против шведов вместе с дружиной князя Александра Ярославича. Доказательством этого служит название нескольких деревень расположенных в близи Невы, они носили название пелгуевы. Так же дополнительные подтверждения о существовании Пелгусия или Пелгукия мы можем получить из повести о житии Александра Невского: “ И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручена была ночная стража на море. Был он крещён и жил среди рода своего, язычников, наречено же имя ему в святом крещении Филипп. И жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, поэтому и удостоил его бог видеть видение чудное в тот день…”. Наиболее ранние контакты прибалтийско-финских племен со славянами относятся к концу первого тысячелетия, когда славянское население стало селиться в междуречье Невы и Наровы. Ижорский язык относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Этот язык имеет четыре диалекта: сойкинский (на Сойкинском полуострове), нижнелужский, характеризующийся наличием водского субстрата, восточный или хевакий (в Ломоносовском районе) и оредежский, на котором, в отличие от остальных, не сказалось воздействие финского языка. Диалект ижорцев, живших на Карельском перешейке, остался неизвестным. Письменный язык (на латинском алфавите) функционировал в 1930-ые годы.

 

Карелы.

Карелы (общее самоназвание — карел. karjalaizet) — финно-угорский народ, проживают в основном в России: в Республике Карелия, Тверской области; и в восточной Финляндии. Язык — карельский прибалтийско-финской подгруппы финно-угорской группы уральско-юкагирской семьи. Верующие в России — в большинстве своем православные, в Финляндии — лютеране. Первое письменное упоминание о собственно карелах относится к последним десятилетиям VII века и связано с конунгом данов Иваром Широкие Объятья, который потерпел поражение и был убит в местности, именуемой «Карельские заливы» (вероятно имелись ввиду шхеры побережья Карельского перешейка). Этот факт упоминается в «Деяниях данов» Саксона Грамматика и «Саге об Инглингах». К началу XI века относится упоминание о Карельском княжестве в «Саге об Олафе Святом», норвежском короле. Первым русским письменным источником, упоминающим о кореле, является новгородская берестяная грамота № 590, датируемая 1066 годом, в которой говорится о нападении литовцев на карелу (карел).
Первое письменное упоминание о карелах-ливвиках предположительно относится ещё к VI веку: в книге Иордана «О происхождении и деяниях гетов» перечислен ряд прибалтийско-финских народов, покоренных предводителем готов Германарихом. Большинство исследователей (Ю.Коскинен, К.Мюлленгофф, В.Томашек и др.) обоснованно считают, что данный список был просто позаимствован Иорданом из недошедшего до нас инитерария. В этом списке наряду с мерей и мордвой присутствует народ под названием «Thiudos in Aunxis», то есть, согласно Ф.Брауну, «чудь олонецкая» (на большинстве карельских и прибалтийско-финских языков Олонец до настоящего времени называется Aunus).
Первым из письменных источников о людиках упоминает датируемый первой половиной IX века Баварский аноним под именем племени лиуди или люди (лат. liudi,то есть практически воспроизводит самоназвание в латинской фонетике). Несколько позднее о карелах-людиках упоминает Ахмед ибн Фадлан в своей книге о путешествии на Волгу в 921—922 годах под названием народа «лууд-аана», в русских средневековых источниках карелы-людики зачастую упоминались под названием людины, без соотнесения с карелами (корелой). Однако еще существенно ранее, при основании Новгорода один из его концов был назван «Людин» или «Людинов», подобно тому, как по имени племени наровы был назван Неревский конец.
На протяжении средневековья за контроль над территорией, населенной карелами, шли затяжные войны между Швецией и Киевской Русью (затем Великим Новгородом, Московией), в результате которых несколько раз изменялись границы и часть карельских земель оказалась в составе Швеции. Карелы русской части были обращены в православие, карелы шведской части — в католицизм (затем лютеранство). После того как по Тявзинскому и Столбовскому мирным договрам 1595 и 1617 г.г. земли вокруг Ладожского озера и в устье Невы отошли от России к Швеции, местное православное карельское население в большинстве своем вынуждено было переселиться под Тверь, в район городов Лихославль, Бежецк, Максатиха, Весьегонск. В 1937 году районы Калининской области, заселённые карелами, образовали Карельский национальный округ, просуществовавший до 1939 года.

 

Ингерманландские финны.

Ингерманландские финны (самоназвание – suomalaisia) – одна из групп финноязычного населения, издавна проживающая в центральных, северных и западных районах Ленинградской области и на территории современного Санкт-Петербурга. Ингерманландские финны появились на этой земле после Столбовского мира 1617 года, когда земли между реками Наровой и Лавой были переданы шведам и получили название «Ингерманландия». На земли, заброшенные в результате войн, эпидемий и голода, стали переселяться финские крестьяне сначала с юго-запада Карельского перешейка (в основном, из прихода Эуряпяя) – они получили название эурямёйсет (äyrämöiset). После войны 1656-1658 гг. значительный приток новых финских поселенцев происходил из восточных районов Финляндии, из Уусимаа и более отдаленных мест – эти крестьяне позднее стали называться савакот (savakot). В итоге к концу XVII века численность финнов в Ингерманландии достигла 45 тысяч человек - примерно 70 % всего населения края.

До начала ХХ века Ингерманландские финны сохраняли подразделение на две группы: эурямёйсет (äyrämöiset, ägrämöiset) и савакот (savakot). Финны-эурямёйсет по происхождению – карелы и являются выходцами из старинного финского прихода Эуряпяя (Äyräpää), который находился в западной части Карельского перешейка (современный Выборгский район Ленинградской области). Вторая группа, финны-савакот, получила свое название от восточно-финской земли Саво. Но изучение потоков миграции ясно показало, что, хотя переселение и шло в основном из восточных районов Финляндии, но переселялись также жители из окрестностей р. Кюми, относящейся к Уусимаа, и из более отдаленных мест…………...