История зарождения, развития и бытования народных промыслов и ремесел на Новгородчине (и в целом в России) уходит в глубь веков. Систематическое и целенаправленное изучение народных ремесел России началось с 1872 года, когда при Министерстве финансов была создана особая комиссия для исследования кустарных промыслов. Одним из побудительных мотивов для этого явились расчеты российских ученых, показывающие, что кустарная промышленность дает сельскому населению до 460 млн. рублей в год, что составляет примерно 1/3 дохода от земледелия. Позднее задача изучения народных ремесел перешла в ведение земских учреждений. В отличие от настоящего времени труд ремесленника тогда являлся не досужим занятием «для души», а способом выживания. Народные промыслы рассматривались земством преимущественно как фактор экономической жизни сельского населения. В докладе губернскому земскому собранию сессии 1894 года отмечалось, чтобы выбраться из бедности, 70% (по подсчетам земских деятелей) крестьянских хозяйств должны были заниматься или отхожим промыслом, или каким-либо ремеслом. Однако и это не всегда спасало крестьянина от бедности. «Насколько велико значение кустарной промышленности для земледельческого населения, лучше всего показывает борьба, которую выдерживает кустарь на рынке, довольствуясь невероятно малыми заработками за 15-часовой и более труд. Эксплуататоры этого труда, кулаки-скупщики, наживают огромные состояния». (Доклад губернскому земскому собранию сессии 1894 года). Справедливости ради надо сказать, что труд некоторых мастеров давал неплохой доход (например, изготовление мебели, строчечное ремесло, кузнечное дело – но не повсеместно). На территории Новгородской губернии земские исследователи насчитали 41 вид народных промыслов (1894 г.). Большая часть их имела специфически местный характер и не получила распространения (например, изготовление ружейных прикладов, деревянных заготовок для производства мебели, коробочное производство в Новгородском уезде, лодочный промысел в Крестецком уезде, вязание рыболовных сетей в Демянском уезде и др.) Наиболее развиты были следующие производства: кузнечное, деревянных изделий, кожевенное, гончарное, вышивальное, ткачество. На основании данных, собранных в 1891 – 1892 гг. были выделены следующие виды промыслов в Новгородской губернии:
-
Кожевенный и скорняжный промыслы.
Мелкие кожевенные изделия (рукавицы, обувь, конская сбруя и т.п.).
Войлочные изделия (валенки, шапки).
Тележный промысел.
Кузнечные изделия.
Гончарное производство.
Корзиночное производство.
Деревянные изделия (поделки из дерева, корыта, ушаты, ложки, лопаты, грабли и т.п.).
Столярные изделия.
Деревянная посуда.
Бондарный промысел.
Музыкальные инструменты.
К концу первого десятилетия XX века в Новгородской губернии насчитывалось общее число мастеров – 51 691 чел., женщины – 16 592 чел., подростки – 17 114 чел. Грамотными были 40% кустарей, причем доля грамотных менялась в зависимости от вида промысла, от его технологической сложности.
Существовали промыслы преимущественно мужские и преимущественно женские, разделение их определялось в большинстве случаев уровнем затрат физической силы. Но имелись и интересные исключения. Так, например, в, казалось бы, чисто женском строчечном ремесле 26% составляли мастера-мужчины. Исследователи объясняют это хорошей оплатой труда. Этот вид ремесла характерен и тем, что он являлся единственным, где подростки работали вровень со взрослыми: почти 50% ремесленников – подростки, причем в большинстве – это девочки-подростки, но были и мастера-мальчики.
Неправильно думать, что ремесленное производство совсем игнорировало эстетическую сторону дела. В процессе труда, в ходе передачи и накопления опыта складывались, совершенствовались и закреплялись навыки и приемы художественного оформления изделий, формировалась художественная традиция. В одних видах ремесла этот процесс продвигался медленней (кузнечное ремесло, работа с деревом, глиной), в других – более интенсивно (строчечное, кружевное, ткацкое ремесло). И в этом также проявилась экономическая заинтересованность. Мастера сознавали, что «художественность изделия существенно влияет на его сбыт» (Доклад Новгородскому губернскому земскому собранию сессии 1909 года). Экономическое стимулирование двигало основную массу мастеров-ремесленников, хотя это не исключало и существование одаренных мастеров-самородков, чьи творческие находки обогащали художественную и технологическую составляющую ремесленного производства.
…«Художественность изделия всецело зависит от творчества и таковое у кустаря неминуемо должно иметь отпечаток той национальности, к которой он принадлежит. В отпечатке национального творчества кустарных изделий и заключается вся их неподражаемая прелесть, вызывающая интерес среди самых разнообразных общественных слоев… Это и обеспечивает коммерческий успех художественных кустарных произведений всех стран и всех времен» (Доклад Новгородскому губернскому земскому собранию сессии 1909 года).
Для воплощения художественного замысла, полагали земские деятели, необходимо развитие вкуса мастера. С этой целью предлагалось:
1) ввести обучение ремеслам в сельских школах;
2) учредить специальные школы для некоторых видов кустарного промысла;
3) распространять полезные для кустарей сведения путем печати;
4) устраивать выставки кустарных ремесел;
5) устраивать в губерниях кустарные музеи, а также склады сбора ремесленных изделий;
6) образовать губернские кустарные комитеты.
Эта своего рода программа развития кустарного дела и народных промыслов, заявленная в конце XIX в., воплощается сегодня по каждому вышеназванному пункту в жизнь государственными профильными учреждениями культуры РФ, в том числе и Новгородской области.
В настоящее время в районах нашей области наряду с ГБУК «Новгородский областной Дом народного творчества» действует 19 домов (центров) народного творчества и ремесел, специально ориентированных на проблемы изучения, сохранения и восстановления традиций народной культуры, в том числе промыслов и ремесел. Сегодня в области и городе работают более 1200 мастеров, пропагандирующих 44 различных вида ремесел, промыслов и направлений декоративно-прикладного творчества.
Береста
Испокон веков в Новгородском лесном краю, где среди лиственных пород преобладает береза, и в быту, и в строительстве использовался верхний, эластичный слой березовой коры – береста.
В деревянном зодчестве береста служила изоляционным материалом, предохраняющим древесину от гниения. Начиная строить дом, деревенские строители подкладывали ее под нижний окладной венец избы на камни или стулья (врытые в землю столбы, игравшие роль фундамента), заканчивая, стелили на крышу куски березовой коры, сложенные вдвое и прошитые по краю лыком, между двумя слоями теса, защищая постройку от сырости. Бересту укладывали также под рамы окон. Такой метод строительства в Новгороде бытовал до начала XVIII века. Остатки берестяных изделий – одна из наиболее многочисленных находок Новгородской археологической экспедиции. И что самое интересное, форма и техника изготовления предметов из бересты, обнаруженных в археологических слоях, близка, а иногда полностью совпадает с тем, что делали мастера в XIX – начале XX века.
Трудно представить себе жизнь новгородского крестьянина XIX – начала XX века без берестяных изделий. Они сопровождали его от рождения до могилы – в труде и в быту, в будни и в праздники. Недаром в народе сложилась пословица: «Кабы не лыко да береста, так бы мужик рассыпался». Изготовление предметов из бересты в Новгородской губернии существовало в форме домашнего ремесла, когда крестьянин сам делал необходимые в быту вещи для своей семьи. Конечно, были в деревнях мастера, которые плели берестяные изделия на заказ, за деньги или продукты, а также для продажи на местных рынках. На рынок в основном шли лапти и ступни. Берестяной промысел не требовал особых помещений, поэтому зимой плели в избах, а в теплое время года во дворе, на завалинках, на задворках. На какие только нужды не шел дешевый, долговечный, гигиеничный и красивый поделочный материал. В древнем Новгороде до XVI века береста заменяла бумагу, делали из нее туеса, короба, лукошки, кошели, солонки, лопаточники, игрушки, рыбаки сшивали из берестяных листов лодки, изготавливали поплавки для сетей. При изготовлении праздничного женского головного убора каркасом служила береста. Сельские музыканты вили из берестяных полос звонкоголосые рожки; даже простой завиток бересты превращался в их руках в оригинальный музыкальный инструмент. Тонкие слои бересты в народной медицине использовались как стерильный пластырь. Полученный из нее сухой перегонкой деготь был незаменим в кожевенном деле и при уходе за обувью.
Ценились и целебные свойства дегтя, недаром он входит теперь в состав известной мази Вишневского. Бытовые предметы изготавливались из бересты двух видов: снятой сплошным слоем (в XIX – начале XX века в Новгородской губернии ее называли скалье, скалина) или – в виде длинной ленты (лыка), свернутой в клубки. Из пластовой бересты изготавливали туеса под воду и сыпучие продукты, короба, ковшики. Изготовление этих изделий, развитое во времена древнего Новгорода и в последующие столетия, со второй половины XIX века пошло на убыль. Более широко в XIX – начале XX века в Новгородской губернии было распространено плетение из берестяных полос – лыка. Плели короба для переноски тяжестей, горлатки (сосуды в виде бутыли с берестяной крышкой) для хранения льняного семени и овса, лукошки, корзины. Неокрашенная береста сохраняет первозданный вид десятилетиями. Помоешь ее в теплой воде с мылом – и вновь матовая красота естественных красок радует глаз. В состав бересты входят ионы серебра. Именно это обстоятельство делает кухонную утварь воистину волшебной.
Новгородская игрушка
Игрушка присутствовала в жизни человека на протяжении всей истории цивилизации. Ее корни восходят к тем временам, когда кукла была идолом и была окружена магией анимистической культуры.
Если древний человек взял на себя труд сделать фигурку, которая в отличие от неподвижных идолов могла изменять положение тела, наверное, в этом была необходимость. Вот только для игры она была сделана или для ритуала? Неизвестно. Может быть, как для того, так и для другого. Граница между ритуалом и игрой является достаточно зыбкой и проницаемой.
Археология Новгорода открыла миру деревянные и глиняные игрушки древней Руси, ставшие эталонным источником информации по истории русской культуры и искусства Х – ХV вв.
Детские игрушки древнего Новгорода представлены в образах коников, птиц и кукол. Среди находок есть примитивные, максимально обобщенные и упрощенные, а есть сделанные с профессиональным мастерством и высоким художественным вкусом.
Коллекция деревянных коников представлена тремя разными видами: плоскими профильными фигурами, объемными фигурами и фигурами вздыбленно стоящих укороченных коней. Среди них имеются фигурки «стояны» с плоским основанием и каталки на колесиках.
Коллекция глиняных игрушек состоит из лошадок, собачек, медведей и уточек, покрытых зеленой поливой. Часть из них относится к звучащим игрушкам – это погремушки и свистульки.
Подобные формы игрушек встречаются в последующих веках. Абсолютно такие же игрушки начала ХХ века имеются в собраниях ведущих музеев страны. Это свидетельствует о том, что новгородские игровые традиции выходят за границы Новгородчины и обнаруживают связь с севером и востоком России, что придает им особую значимость в становлении русской культуры в целом.
Народную игрушку стали собирать и изучать довольно поздно – во второй половине ХIХ века. Именно в это время, под влиянием идей народничества, предметы быта стали рассматривать не только как вещи материальной культуры, но и как явления художественного творчества.
Первыми собирателями были представители русской интеллигенции – историки, художники, реставраторы, актеры. Формируя свои частные собрания, они ездили по разным областям, приобретая народную игрушку непосредственно у мастеров или продавцов на ярмарках и базарах.
На Новгородчине ярмарками славились Старая Русса и Крестцы. Никитская ярмарка в Крестцах продолжалась около двух недель, почти до Покрова. В первой трети ХХ века на соборной площади стояли ряды, где торговали игрушками, в том числе и китайцы. В Старой Руссе на Крещенской и Петровской ярмарках детвора толпилась у ларьков и палаток с игрушками. Среди игрушек: «Петрушка», имевший вид молодого клоуна, деревянные куклы-кормилицы в сарафанах, расписные лошадки, баранчики с рожками.
Современная новгородская игрушка продолжает сложившиеся художественные традиции. Игрушка по-прежнему содержит в себе множество функций: как забава для детей, средство их воспитания, подарок и обрядовый культовый символ. Ее сегодняшнее предназначение обусловлено потребностями современной моды и новыми явлениями быта.
Настоящую новгородскую игрушку можно увидеть и приобрести лишь на традиционных районных ярмарках и в лавках при домах народного творчества.
Среди новгородских игрушечников ярким дарованием отмечены: резчик по дереву Н. И. Иванов, мастер росписи рубленых деревянных кукол Г. А. Лягоменко, керамист Н. В. Мамитько, кукольницы, использующие текстиль и шерсть, О. И. Олонцева и Н. И. Иванова. Эти мастера сумели, сохраняя традиционную основу, найти свой индивидуальный стиль в образных решениях игрушки. Мир фантазии и реальность тесно переплелись в сказочном искусстве новгородских мастеров. В их творчестве много поисков и интересных находок.
Лоскутное шитье
Лоскутное шитье — хорошо забытое, старое ремесло. Оно пришло к нам из древности, имеет многовековую историю и богатые традиции.
Изделия из лоскутков различных тканей всегда занимали почетное место в народном быту. Одеяла, покрывала, коврики не только использовались по своему прямому назначению, но и украшали интерьер деревенского дома.
Они собирались мастерицей из тех кусочков, которые имелись дома. Порой из вороха разноцветных, никому не нужных обрезков тканей, специально ничего не выкраивая, можно было создать что-нибудь полезное и нужное, оригинальное и красивое. В дело иногда шли самые крохотные кусочки. Готовые изделия напоминали пестрые мозаичные картинки. Уже то, что набор лоскутков в каждом случае был разный, придавало неповторимость этим изделиям. Все определялось желанием и вкусом рукодельницы.
Широкую популярность лоскутные изделия завоевали в России в середине XIX века. Именно в это время появляется большое количество ярких, дешевых фабричных тканей. В сельский и городской быт входят ситцевые сарафаны, рубахи, фартуки, платки, занавески. Начинают появляться и вещи, сделанные из лоскутков.
С появлением швейных машин работа с лоскутом стала другой, родились новые лоскутные схемы и способы их сборки.
Менялись времена, менялись традиции, менялось назначение изделий. Современное лоскутное шитье – яркое художественное явление, вобравшее в себя богатые традиции лоскутного ремесла, дошедшие до нас. В силу своей демократичности оно популярно и сегодня у многих народов. Близок и любим этот вид декоративно-прикладного творчества и у новгородских рукодельниц, многие из которых завоевали заслуженное признание далеко за пределами нашей области. Среди них: Богданова Светлана, Ерина Инна, Фролова Эльвира, Гаркавенко Ирина, Петрова Юлия. Изделия этих рукодельниц отражают самое лучшее в приемах техники шитья, форме предметов, рисунков орнаментов, цвете. Декоративная выразительность их традиционных лоскутных одеял, панно, игрушек достигается за счет цветовой экспрессии, тонального контраста, динамичной композиции, разнообразия орнаментальных форм. Используя различные техники шитья, наши рукодельницы украшают свои изделия ручной вышивкой, машинной и ручной аппликацией, стежкой. Изюминкой творчества мастериц являются коллекции моделей одежды из лоскута. Разработанные модели позволяют женщинам проявить свою индивидуальность и не затеряться на фоне соседок по планете.
Тщательно изучая традиции лоскутного шитья и сохраняя их для потомков, мастерицы неустанно ищут новое в этом удивительном и нестареющем виде декоративно-прикладного творчества. Суть творчества новгородских рукодельниц выражают строчки:
Когда, устав от суеты,
От каждодневной маяты,
Сажусь я ткани разбирать,
С души своей печаль снимать,
Я воплощаю в жизнь мечту…
Крестецкая строчка
Крестецкая строчка — уникальный вид русской народной сквозной вышивки. Крупные формы всегда окружены россыпью мелких «паучков», ободков, составляющих единый декоративный узор.
Такой необычный орнамент, не встречающийся в других традиционных центрах русской народной вышивки, начал формироваться в Крестецком крае Новгородской губернии на рубеже двух столетий – конца XVIII – начала XIX века. На развитие промысла оказал большое влияние Екатерининский тракт, соединяющий Петербург с Москвой. Состоятельные путешественники охотно раскупали нарядные скатерти, покрывала, занавески с красивой прозрачной вышивкой.
До 1890 года надомный промысел не выходил за пределы Рахинской волости. Позднее им занялись в Крестецкой, Зайцевской волостях. Строчкой украшались одежда, предметы убранства избы.
Привычным вещам придавалась красота и своеобразная прелесть. В результате творческих поисков мастериц в крестецкой строчке образовалось несколько основных видов прозрачных вышивок, каждая со своим определенным орнаментом: тарлата, рассыпной гипюр, мыльный пузырь, «старинный гипюр», сновочные мотивы, «вологодское стекло», мережки разных рисунков, среди которых выделяются широкие сновочные с красивыми узорами, по-местному – «подзорина».
В 1911 году к белоснежным узорам новгородских мастериц пришла большая известность – их изделия экспонировались на Первой Показательной выставке художественных промыслов России в Петербурге. В том же году искусство новгородских мастериц получило мировое признание на выставках в Италии, Порт-Саиде, позднее – в Нью-Йорке, Монреале, Брюсселе, Осаке.
Гордость «Крестецкой строчки» – серебряная медаль, полученная на выставке в Берлине в 1914 году. Большим шагом вперед было создание в 1931 году экспериментальной мастерской, где традиционно работают лучшие специалисты промысла. В 1935 – 1936 годах продукцию закупали Англия, Франция, Бельгия, Голландия, Швеция. Ассортимент, поставляемый на экспорт, – столовое и постельное белье.
Уникальные образцы вышивки стали экспонатами ведущих музеев страны. Более 100 экспонатов, произведенных по старинной технологии, вошли в состав экспозиции Русского музея «Народный промысел “Крестецкая строчка”» в 2000 году. Постоянная экспозиция располагается в нескольких залах специализированного музея в Новгородском кремле.
Сегодня вышивальщицы фабрики «Крестецкая строчка» продолжают бережно сохранять и развивать традиции промысла, который уже давно является брендом Новгородской области.
Вышивка
Традиционным крестьянским ремеслом всегда была вышивка. Шитьем занимались повсюду, холст, нитки и игла были в каждом доме. Вышивать узоры начинали, когда позади было прядение и ткачество и наступала пора долгих светлых дней.
Русская народная вышивка имеет яркий национальный характер, вместе с тем поражая самобытной красотой, разнообразием и обилием вариантов, глубокой образностью в каждой губернии.
Имеет свои особенности и вышивка Новгородской губернии. Крестьянки украшали женские и мужские рубахи, передники, намышники, головные уборы, платки, верхнюю одежду из сукна или овчины, рукавицы, детскую одежду, полотенца, скатерти-столешники, покрывала, подзоры и др. Ширина орнамента, вышитого на подоле, обычно составляла 3 – 10 см; а у наиболее нарядных рубах – до 15, иногда до 20 см; на груди у ворота – 3 – 5 см; на манжетах и брыжах – около 2 см; вокруг ворота – около 2 – 4 см. Для вышивки использовали льняные и хлопчатобумажные нити, реже гарус. Самыми распространенными были техники двустороннего шва, строчки, креста, тамбура. Намышники и полики могли украшать вышивкой счетными швами, выполненной льняными и хлопчатобумажными нитями преимущественно красного цвета, золотной вышивкой, нашивкой полос золотного галуна, позумента, тесьмы, кумача. Нашивки полос кумача также могли украшать рубаху на груди, вороте, на краях рукавов.
Наиболее архаичная вышивка двусторонними швами, в том числе набором (бранью) и росписью, выполнялась обычно красными нитями на белом фоне и была распространена преимущественно в восточной части Новгородской губернии, включая ее северо-восточные и юговосточные уезды. В конце XIX – начале ХХ века эти техники постепенно выходят из употребления, их бытование в это время сохраняется только в отдельных районах на востоке губернии.
Вышивка строчевыми швами, или строчкой, выполняемая белыми нитями по ткани (с выдернутыми в месте узора нитями), была распространена повсеместно. Особенно широко она бытовала в центральных и западных уездах Новгородской губернии (Крестецком, Валдайском, отчасти Новгородском), где наряду с общерусскими строчевыми швами в конце XIX в. получает распространение особый вид узорной строчки, так называемая крестецкая строчка. В юго-западных уездах (Старорусском, Демянском, Новгородском) в конце XIX – начале ХХ века получила развитие вышивка «по вырези», которая выполнялась белыми нитями по ткани с вырезанными отверстиями.
В XIX в. широко распространяется вышивка в технике креста и глади, которые в начале ХХ столетия становятся преобладающими на всей территории. Во второй половине XIX в. также можно отметить повсеместное бытование вышивки тамбуром («в тамбур»), особенно широко распространенной в центральных и юго-западных районах. В начале ХХ в. эта техника постепенно выходит из употребления.
Мотивы вышитых узоров отличаются разнообразием, это орнаментальные, реже – сюжетные композиции. При вышивке двусторонними швами, строчкой и крестом получались характерные геометрические орнаменты, в которых преобладали мотивы ромба, розетки, креста, а также геометризованные растительные и антропоморфные изображения. Иногда встречались зооморфные изображения с мотивом птицы или коня (например, стилизованные фигурки коней на подолах рубах из восточных уездов губернии).
В конце XIX в. повсеместно бытовала вышивка тамбуром, особенно в центральных, южных и западных районах: Поддорском, Старорусском, Демянском, Новгородском. При вышивке тамбуром изображения приобретали криволинейные очертания. Рисунок при этом мог заполняться гладью, часто гарусом. Тамбуром вышивался преимущественно растительный орнамент, реже – зооморфный. В восточных уездах в тамбурных узорах преобладали различные оттенки красного цвета, сочетающегося с зеленым, серым, желтым, иногда с черным. В остальных районах обычно вышивали красными нитями по белому фону или белыми нитями по красному.
Ткачество
Всю историю ткачества на Руси можно рассказать по предметам крестьянского быта. Такое многообразие обусловливалось самой жизнью народа.
Условия натурального хозяйства заставляли создавать домашнюю обстановку, утварь, орудия труда и одежду своими руками. Узоры орнамента создавались благодаря использованию различных приемов переплетения нитей в самой ткани. Для будничных одежд – мужских и женских рубах, портов, сарафанов или юбок – использовалась наиболее распространенная ткань – пестрядь. Узоры пестряди для одежды были в клетку, полоску, очень сдержанной расцветки. Праздничную одежду, в частности женские или мужские рубахи, шили из холста белого цвета, подолы могли украшаться красной полосой тканого узора.
Тканые узорные полотенца, подзоры и женские рубахи изготавливались браной двухуточной техникой тканья. Техника браного двухуточного тканья очень трудоемка и требовала от ткачихи большого внимания – малейшая оплошность при отсчете нитей вызывала искажение всего рисунка. Слово «бранина» происходит от словосочетания «брать нить». Бранина ткалась как красным по белому, так и белым по белому.
В Новгородской губернии ткацкий промысел был распространен с давних времен. Об этом свидетельствуют Новгородские писцовые книги конца XV – начала XVI века. Из исторических документов известно, что в Новгороде существовал Неревский конец, где жили ткачи.
На ставах ручного изготовления ткались холсты, бранина, полотно, кисея, пестрядь, салфетки, пояса, половики. О качестве изделий говорит тот факт, что на Всероссийской выставке кустарных изделий в 1902 году 87 образцов льняных тканей, изготовленных в Новгородской губернии, были удостоены малой серебряной медали.
В 1895 году была открыта первая в Новгородской губернии школа – мастерская по ткачеству, была приглашена ткачиха, владевшая опытом работы на самопряхе и усовершенствованном ткацком ставе с «челноком-самолетом».
Открытая Старорусская уездная земская школа-мастерская по ткачеству ежегодно выпускала 5 – 8 мастериц. При этом каждая из них бесплатно получала став с «челноком-самолетом» как меру поддержания и поощрения кустарному ткачеству населения уезда. По завершении школы–мастерской ее выпускницы разъезжались по домам и на местах организовывали обучение своих односельчан ткачеству.
Кузнецовский фарфор
Завод-музей И. Е. Кузнецова — единственное предприятие Новгородской области, которое сохранило и развивает не только уникальные традиции ручного изготовления форм и ручной росписи фарфоровых изделий, но и саму марку новгородского фарфора.
В начале прошлого века Новгородская область могла похвастаться наличием трех фабрик, которые выпускали знаменитый кузнецовский фарфор, традиционно отличавшийся высоким качеством, национальной самобытностью рисунка и яркостью красок.
Основателем фарфорового производства на Новгородской земле стал Иван Емельянович Кузнецов, санкт-петербургский купец 1-й гильдии. На заводе выпускали гончарную посуду из местного сырья. С выпуска глиняной посуды Кузнецов переходит к производству фаянса, а затем и фарфора. Уже в 1902 году продукция фабрики И. Е. Кузнецова на Волхове начала поставляться к царскому двору. Единственное предприятие Новгородской области, которое сегодня сохранило и развивает не только уникальные традиции ручного изготовления форм и ручной росписи фарфоровых изделий, но и саму марку новгородского фарфора, – Заводмузей И. Е. Кузнецова.
В 2010 году в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли открылась экспозиция «Музейный цех фарфора», которая соединила блистательное историческое прошлое кузнецовского фарфора с советским периодом – выпуском продукции с кобальтовым покрытием («синей посуды»), ставшей визитной карточкой мастеров Новгородской земли. Интерьер «Музейного цеха фарфора» выполнен в форме горна и дает возможность перенестись в атмосферу фарфорового завода, увидеть элементы технологической линии по изготовлению фарфора, познакомиться с историей фарфорового производства на Новгородской земле, поучаствовать в мастер-классе, самостоятельно расписав фарфоровое изделие.
Кузнечный промысел
Кузнец был самым уважаемым человеком в деревне, односельчане верили, что он наделен магическим даром.
Ковка — самый старый способ обработки металла. Место, где осуществлялась ковка, называлось кузницей, а сам ремесленник – кузнецом.
Кузнечный промысел исторически бытовал во всех уездах Новгородской губернии, особо распространен был в Боровичском и Старорусском уездах. В XV – XVII веках в крупных городах кузнецы селились вместе, образуя слободы. Наибольший расцвет художественной ковки пришелся на ХVIII – ХIХ века – период масштабных градостроительных работ, начатых еще Петром I.
В индустриальном ХХ веке многовековые традиции ручной ковки были практически утрачены. И вот сегодня они вновь возрождаются. Ярким примером возрождения живого кузнечного ремесла в Великом Новгороде является предприятие ООО «Теремок». Мастера кузнечного дела, сохраняя и продолжая традиции старинного промысла, способны создавать поистине уникальные шедевры. Это и кованая скульптура, декоративные художественные элементы и изделия, кованые предметы интерьера и садовая мебель, эксклюзивная ковка.
Ковка была и остается искусством, приносящим радость и тепло в дом. Металл в руках мастеров кузнечного дела принимает все более причудливые изгибы. Изготавливая кованое изделие, кузнец вкладывает в него не только мастерство и опыт работы, но и частичку своей души. И потому изделия художественной ковки, как ничто другое, способно украсить ваш дом или офис, выразить индивидуальность и подчеркнуть стиль.
Новгородское литьё
Среди коллекции Новгородского музея ведущим является собрание декоративно-прикладного искусства, часть которого – медное литье – охватывает широкий исторический диапазон XI – начала XX века. В новгородских литейных мастерских в XI – XVII веках отливали иконы, кресты, складни и другое.
После церковного раскола XVII века традиции церковной металлопластики были сохранены русским старообрядчеством. Широкое применение меди для литья предметов религиозного культа не было случайностью. Медь обладала «магическими» свойствами. По народному поверью, кресты-нательники должны быть обязательно медными, так как, по библейскому преданию, пророк Моисей сделал «медного змея и выставил его как знамя, и ужаленный человек, взглянув на медного змея, оставался жив».
В современном Новгороде возрождение древнего традиционного промысла началось в 1992 году на заводе «Олевс» – правопреемнике Новгородского опытно-экспериментального завода народных художественных промыслов, который занимался изготовлением ювелирных изделий из цветных металлов, а также чеканных изделий.
Народный промысел Новгородское литье – художественное литье из медных сплавов (бронза и латунь). Литые медные иконы, кресты и складни отливались на Новгородской земле начиная с XII века, и сейчас предприятие старается возродить эту традицию. Колокольчики сувенирные, валдайские, школьные. По легенде, из разбившегося на валдайских горах новгородского вечевого колокола появились маленькие звонкие колокольчики. И с тех пор в Новгородской губернии отливаются колокольчики, звон которых известен всей России.
Музыкальные инструменты
Народная инструментальная музыка и музыкальные инструменты являются важной составной частью музыкальной культуры России. Они тесно связаны с историей российского народа, различными сторонами его быта, хозяйственной и общественной деятельностью, материальной и духовной культурой общества. Игра на музыкальных инструментах занимала значительное место в жизни древних восточных славян: помогала в трудовых процессах, сопровождала семейные и календарные обряды, служила средством оповещения, широко использовалась в войске, звучала в семейном быту, на общинных праздниках. В самой ранней из сохранившихся русских летописей — «Повести временных лет» (XII в.), в исторических эпизодах, относящихся к 968, 1015, 1068 и 1074 гг., упоминаются трубы, гусли, сопели, бубны, говорится о скоморохах, о «плясании» и игре на музыкальных инструментах.
В толковом словаре В. Даля, скоморох – музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим и пляскою, песнями, шутками.
В древнем Новгороде, центре скоморошеского искусства XI – XVI веков, были известны многие музыкальные инструменты, о чем свидетельствуют археологические раскопки и литературные источники. Среди скоморохов, или глумцов, глумотворцев, смехотворцев, водились музыканты разных специальностей: «гудцы» играли на струнных инструментах (гуслях, гудках), а «свирцы» на всех духовых (кроме труб, исполнителей на которых называли «трубачеями»). История возникновения русских народных инструментов уходит в далекое прошлое. Фрески Софийского собора в Киеве, иконографические материалы, миниатюры рукописных книг, лубочные картинки свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков. Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Первопоселенцы Новгорода, бояре, старейшины родов, были окружены первоклассными гудцами – музыкантами, которые играли на красивейших и самых сложных для своего времени музыкальных инструментах, в частности, на духовых свистковых – сопелях и струнных смычковых – гудках. Кобылки, или подставки, трехструнных гудков первой половины X века – это древнейшие в Европе материальные свидетельства игры на смычковых инструментах. Тип лирообразных гуслей нагляднейшим образом указывает на преемственность славянами культурного опыта древнейших цивилизаций.
Найденные археологами музыкальные инструменты, связанные с их реконструкцией исследования и изготовление современными мастерами этих инструментов позволили нам сейчас, в XXI веке, заглянуть в мир инструментальной музыки древней Руси.
Традиция изготовления отдельных музыкальных инструментов – гуслей, балалаек, гармоник, пастушьих сигнальных рожков, существовала в крестьянском быту Новгородской губернии вплоть до 30-х годов ХХ столетия. Крестьяне владели секретами «построения музыкальных орудий» и приемами игры на них.