1. Абашевская игрушка — самобытный русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области в XIX веке.
В отличие от большинства игрушечных промыслов, над абашевской игрушкой работали преимущественно мужчины.
Известность промысла связана с именем талантливого мастера из села Абашево — Лариона Зоткина, который работал в 1920-е годы и передавал свои навыки потомкам. Он является автором многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. Творчество Зоткина завершило формирование традиционных приемов лепки и росписи абашевского игрушечного ремесла.
Абашевская игрушка — это свистульки, изображающие животных. Однако главной особенностью является то, что животные нередко принимают фантастический сказочный облик. Это и козы с длинными и острыми рогами, олени с многоярусными симметричными рогами, люди, как будто бы наряженные в дикие карнавальные маски.
Другая особенность свистулек — яркие эмалевые краски, которыми они раскрашены — синие, зеленые, красные, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Некоторые художники стали покрывать свои свистульки бесцветной поливой, что делает фигурки более обтекаемыми и менее яркими.
Ремесло абашевской игрушки продолжают мастера Т.Н. Зоткин, И.Л. Зюзенков, А.И. Еськин, а также Ида Калимуллина — организатор общества «Фонд возрождения абашевской игрушки», она же хранительница дома-музея абашевских мастеров и заведующая абашевской творческой лаборатории. Есть в небольшом Абашево и лаборатория, где творят местные дети, а для гостей проводят мастер-классы по лепке игрушки.
2. Резьба по дереву.
Богатое деревянное наследство, творения, восхищающие красотой, изяществом и трудолюбием, оставили нам в дар талантливые предки, даровитые резчики и зодчие, прославившие своим мастерством Пензенский край. Камешкирские, Пачелмские, Кузнецкие и Колышлейские умельцы не дали исчезнуть, "отобрали" у времени этот самобытный вид народного творчества, продолжили и развили его.
Имея под рукой большое количество материала, мастера, естественно, использовали его не только для постройки избы, дома, но и для создания предметов домашнего обиход, для украшения мебели скульптурной пластикой, изготовления игрушки.
Еще в 1761-1767 жители Пензенской губернии делали необходимые в быту долбленные кадки, ушаты, квашни разных размеров, чашки, медовые кадки и другую подобную посуду.
До революции 1917 года кустарными промыслами в Пензенской губернии занималось 9,1% крестьянских дворов. Большинство кустарей вело обработку дерева. Столярный промысел был развит в Городищенском, Мокшанском и других уездах.
Внесли свой вклад Пензенские резчики и в развитие скульптуры. Среди них и мастера-профессионалы, и резчики-самоучки, умеющие чувствовать дерево, обладающие стремлением воплотить в нем свои фантазии.
Замечательным мастером деревянной скульптуры является Роман Федорович Кочурин (1929-1996 гг.). Он имел возможность наблюдать жизнь обитателей леса в естественных условиях, потому что жил в лесном крае (селе Ночка Никольского района) и создавал образы животных и птиц в крупной деревянной скульптуре.
Активно занимаются созданием деревянных скульптур и художественной резьбой по дереву Валериан Алексеевич Фирюлин (пропильные вазы, блюда, губки), Дмитрий Геннадьевич Левцов (резные иконы, скульптуры, сувениры), Игорь Васильевич Зинченко (маски, корнепластика), Владимир Васильевич Медведев и Александр Петрович Туркичев (скульптура, панно, маски). Работы этих мастеров экспонировались в Губернаторском доме, МВЦ ГБУК "Пензенский областной Дом народного творчества", на городских и областных мероприятиях, на выставках-ярмарках народных художественных промыслов в городах России.
3. Художественное стекло.
Русское стеклодельное искусство - промысел древний, познавший взлеты, падения, периоды полного забвения и высочайшего расцвета.
Что же касается Пензенского края, то началом художественного стекольного промысла у нас принято считать 3 августа 1764 года. В этот день императрица Екатерина II подписала указ, дозволявший отставному секунд-майору Алексею Ивановичу Бахметеву устроить в своем селе "Никольское, Пестровка тож" "хрустальную стеклянную фабрику". Первые фабричные здания были возведены в том же году. Довольно быстро Никольская продукция, по словам исследователя Валентины Сергеевны Головой, "приобретает то совершенство и в формах и в декоре, которое позволяет говорить о сложившейся художественной культуре и высоком профессионализме исполнителей". Неудивительно, что в последние десятилетия XVIII в. Бахметевские стекло и хрусталь получили широчайшую известность.
В 1806 году на Бахметевский завод поступил заказ, от которого зависела вся дальнейшая судьба производства: требовалось изготовить "для Его Императорского Величества столовый деланной прибор на 70 кувертов". Заказ этот был блестяще исполнен. Александр I изъявил "свое удовольствие, что в России отделка хрусталя доведена до такого совершенства" и пожаловал мастеру Александру Петровичу Вершинину золотые часы - редкостная по тем временам награда для крепостного.
В истории Никольского стекла были периоды и расцвета, и упадка. Тяжелейшим испытанием для промысла стали "лихие девяностые", когда полностью остановилось производство стекла на заводе "Красный гигант". Но в 2008 году в городе открылось предприятие "Бахметевская артель", возродившие славу Никольского хрусталя.
В настоящее время на территории бывшего завода "Красный гигант" размещены мастерские, оборудованные по последнему слову техники, в которых высококлассные мастера - в большинстве своем жители Никольска - изготавливают не только массовую продукцию, сочетающую в себе утилитарные качества и необыкновенную красоту, но и создают на заказ изделия, с необыкновенной точностью копирующие знаменитые шедевры Бахметевского завода.
Художественное стеклоделие в XX веке получило развитие и в Пензе. Занимаются им Николай Иванович Прилепкин, создающий декоративные композиции и скульптуры из стекла, Елена Васильевна Дубская, работающая в том же направлении. Из современных художников по стеклу, живущих в Никольске, нужно отметить династию Фокиных. Здесь творческий опыт передан буквально от отца к сыну: художественным стеклом занимаются не только глава семьи Александр Иванович Фокин, но и его дети - Антон и Таисия, и невестка Анна Вишнякова. И, конечно, нельзя не упомянуть уникального мастера-самоучку Александра Игнатьевича Меркулова. С помощью газовых горелок из обыкновенных стеклянных медицинских трубок мастер создавал декоративные самовары и чашки, чайные сервизы, наборы для вина, канделябры и подсвечники, но его фирменным изделием были вазы с букетами белых и синих колокольчиков.
Пензенская школа стекла и хрусталя сегодня по праву считается превосходной, весьма авторитетной и во многом уникальной.
4. Росспись по дереву.
Искусство росписи по дереву – одно из древнейших исконно-народных. Роспись считается одной из самых древних промысловых отраслей: расписные братины и ендовы, ковшы и ковшики упоминаются еще в древнерусском былинном эпосе. На Руси расписывали домашние лавы, ложки, блюда, сани, да все, что угодно. Даже избу, особенно наличники, расписывали богатыми узорами прямо по резьбе или в дополнение к ней.
Пензенский стиль росписи по дереву впитал в себя все лучшее, что выработали мастера нижегородские, саровские монахи, сергиево-посадские умельцы и народные художники из-под Вятки. Так сложилось благодаря самому географическому положению Пензенского края, перекрестьям культур, эпох и цивилизаций.
Становится понятным, почему несмотря на то, что деревянные изделия с росписью достаточно широко бытовали в Пензенском крае, самобытного пензенского стиля росписи по дереву как бы и не существует. Пензенские мастера, занимающиеся этим художественным промыслом, исстари используют тот мотив, ту школу и тот стиль, который им более всего подходит, иногда смешивая стили и манеры письма, создавая нечто особенное, свежее, оригинальное.