Крепость семи братьев и одной сестры
На возвышенности в трех-четырех километрах от села Хучни – центра Табасаранского района сохранились остатки цитадели, известной под названием «Крепость семи братьев». Предание рассказывает о том, что здесь некогда жили семь братьев с сестрой-красавицей. Говорят, что шелковистые волосы девушки были настолько длинны, что она, желая достать воду, привязывала кувшин к косам и спускала его в реку. Братья слыли признанными богатырями и умелыми воинами, они защищали окрестные села.
Однажды во время одной из неприятельских осад сестра влюбилась в предводителя вражеской армии, который хитростью уговорил ее тайно залить соленую воду в дула ружей и ножны шашек братьев, дабы спасти юношей, которым полководец обещал не только сохранить жизнь, но и возблагодарить их. Однако захватив обезоруженных защитников крепости, коварный враг нарушил данное слово. По его приказу сначала одного за другим казнили братьев, а потом убили и девушку, считая, что предавшая братьев не может быть верной кому-либо другому, а потому заслуживает смерти. Труп ее был забросан земляками-табасаранцами грудой камней.
И по сей день у дороги рядом с крепостью стоит каменный холм. Считается, что это могила несчастной сестры отважных воинов. Каждый проходящий мужчина бросает в холм по семь камней – в знак презрения к предательнице. А проходящие женщины сбрасывают с могилы по камню, в знак уважения к силе любви.
Спящая Красавица
К северу и северо-западу над дагестанским аулом Гуниб поднимаются гигантские скалы. Если приглядеться к их гребню, то на фоне вечернего неба вырисовывается профиль лежащей девушки. Вот чохто – головной убор, надетый на широкий лоб, длинные ресницы прикрывают глаза, красивый подбородок, высокая грудь. В народе скалу называют «Спящей Красавицей» или «Дочерью Шамиля».
Легенда гласит: жил-был хан, росла у него красавица дочь. Девушку полюбил сельский пастух. И она ответила ему взаимностью. Но о свадьбе не могло быть и речи. О чувствах молодых людей узнал хан. Рассердился. Вызвал к себе дочь и приказал: «Пойди на гору и подумай всю ночь, а утром скажешь, не отказалась ли ты от своего желания». Ушла девушка и села на краешек скалы. Думать ей было нечего: она навечно полюбила простого парня. Похолодало. Внизу, в темном ущелье, гудел ветер. Ханская дочь прилегла и заснула. На рассвете пришли на гору ханские слуги и увидели девушку, превратившуюся в камень и ставшую частью скалы. Увидел это и ее возлюбленный, пасший овец на Кегерских горах, и от горя превратился в камень.
Когда на фоне вечернего неба вы угадаете Спящую красавицу, оглянитесь назад. Там, за рекою Кара-Койсу, на скалах Кегера, увидите очертания головы застывшего юноши.
Бархан Сарыкум
На границе горного и степного Дагестана есть одна удивительная природная достопримечательность. Это бархан Сарыкум – кусочек азиатской пустыни в сердце горного края. Мир узнал о существовании бархана в XIX веке, когда знаменитый французский писатель Александр Дюма-отец, побывавший в Дагестане, в книге «Кавказ от Прометея до Шамиля» описал его красоту.
Сарыкум (по-кумыкски «желтый песок») – это не один бархан, а несколько. Они занимают сравнительно небольшую площадь – около десяти километров в длину и три-четыре в ширину. Высота Сарыкума все время меняется, но в среднем составляет около 260 метров. Это самый высокий бархан не только в России, но и во всей Евразии. Возраст Сарыкума исчисляется несколькими сотнями тысяч лет.
Под воздействием ветра форма бархана часто меняется, но его основание всегда остается на одном и том же месте – на самом краю Кумторкалинского хребта, где горы встречаются с равниной. Есть много легенд о происхождении Сарыкума. По одной из них, Аксак-Темир перед тем, как пойти походом против Тохтамыша, решил проверить сколько у него в войске воинов. Каждому из них было приказано набрать в шлем песок, а затем сыпать его в одно место. Когда каждый из воинов опорожнил свой шлем, то перед «сахибкираном» (владетелем вселенной) предстала гора из песка. Тогда он поверил, что сумеет подчинить великую державу своего времени – Золотую Орду, составной частью которой был в то время Северный Дагестан.
А еще рассказывают такую историю. В ауле Кумторкала жил Ибрагим. И была у него дочь – красавица Барият. Многие парни не прочь были посватать Барият, но ей нравился Булат. Много раз приходил Булат просить у Ибрагима руки его дочери, но постоянно получал отказ. Девушка же была упряма и не соглашалась выйти за другого парня. И тогда Ибрагим сказал Булату: «Принеси с моря и насыпь за речкой Шура-озень гору песка, чтобы с ее вершины ты мог увидеть нашу саклю. Тогда поверю в твою любовь к моей дочери. Булат согласился».
Прошли месяцы, годы. Медленно росла гора. Все труднее стало приносить песок с берега моря, все больше уставал Булат. Однажды, взобравшись на гору, он увидел родной аул. На крыше знакомой сакли заметил женскую фигуру. И хотя лицо трудно было разглядеть, он узнал свою возлюбленную. Булат сбежал вниз, перешел через речку. Наконец-то он сможет жениться на своей красавице Барият. Но что это? Сгорбленная, старая, седая женщина печально смотрела на приближавшего человека. Щеки у нее впали, глаза от слез выцвели. Что за наваждение! Только теперь он обратил внимание и на свою длинную белую бороду. Прошла молодость, прошла жизнь... Так около кумыкского аула Кумторкала возник песчаный великан — памятник неразделенной любви Булата и Барият.
Однако настоящая причина возникновения песчаного великана связана с ветрами. В течение столетий они стачивали окрестные горы и приносили песок в одно место. Так со временем образовался огромный бархан. Ветры здесь дуют таким образом, что меняется только внешний облик Сарыкума, но сам бархан никуда не сдвигается.
Бархан Сарыкум признан памятником природы и находится под охраной.
Шарвили
С великим почтением в южном Дагестане относятся к национальному герою Шарвили – не знавшему страха воину-защитнику Родины, неутомимому труженику-землепашцу. Его образ символизирует долгую борьбу лезгинского народа за свободу и справедливость.
По легенде, наш герой, подобно Антею, имел одну слабость: ему нельзя было отрываться от земли. Как-то раз в том месте, где сейчас Мост Идриса перекинут через горную реку Ахты-чай, у Шарвили, одержавшего множество побед в тяжелейших схватках с врагами, недруги с издевкой спросили: сможет ли он перепрыгнуть «с Кузея на Гуней», то есть с одного берега реки на другой. Богатырь не подозревал, что место, откуда он должен был оттолкнуться, коварные предатели заранее посыпали горохом, а сверху прикрыли тонким ковром. Собралась вся местная община – друзья-бедняки и богачи-враги. Шарвили разогнался, но, поскользнувшись на горохе, не смог взлететь, ударился о скалу и разбился насмерть.
Говорят, Шарвили похоронен в родном ауле Ахты, но где именно, никто не знает. Каждый год в Дагестане в честь былинного героя устраивают большой праздник. Несколько тысяч человек совершают паломничество к подножию горы, на вершине которой, по преданию, захоронен меч легендарного воина. Недавно там благодарные земляки возвели в память о Шарвили красивую ротонду с шестью белыми колоннами и серебряным куполом. Здесь юноши меряются силой и ловкостью, девушки плетут венки из пряно пахнущих горных цветов, фольклорные коллективы исполняют старинные песни и танцы, а детвора во все щеки уплетает щедро раздаваемую медовую пахлаву и запивает ее сладким шербетом.
Кайтагские Озера
У самой границы Кайтагского района с нижним Табасараном расположены связанные между собой протокой два красивых озера. Об этом живописном уголке, получившем название «Гигьнила ширби», местные жители рассказывают поучительную легенду.
Давным-давно здесь стояли два аула, в которых жили люди, занимавшиеся неблаговидными делами. Они не только не почитали Солнце и Луну, но и позволяли себе по отношению к ним оскорбительные высказывания, стреляли в них из лука. И когда один разнузданный мужчина под одобрительные усмешки односельчан хвастливо заявил, что может взять светила себе в жены, терпению Небес пришел конец. За столь неслыханную дерзость они жестоко наказали людей: пучина поглотила нечестивцев и залила их водой.
Балхар.
Лакское селение Балхар расположенно в предгорном Дагестане. Этот аул известен прежде всего своей самобытной керамикой, изысканно украшенной ангобом – белой глиной.
В Балхаре живет легенда о первом гончаре, некоем Калкуччи. Однажды этот бедняк сидел на берегу озера, грустно размышляя о том, как жить дальше. Невольно он обратил внимание на ребятишек, которые лепили из прибрежной глины незатейливые игрушки. Калкуччи решил тоже сделать что-нибудь. Первый же вышедший из-под рук мастеровитого аульчанина кувшин положил начало знаменитому балхарскому промыслу. Калкуччи стал обучать гончарному делу своих односельчан, но самые красивые и изящные сосуды получались почему-то только у женщин. Так родилось искусство народных умелиц из Балхара, со временем покорившее весь мир.