Дагестан это уникальный край, с богатым культурным наследием, на его относительно небольшой территории сконцентрированы многочисленные древнейшие памятники истории, культуры и архитектуры.

В республике расположено 6474 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), из них: объектов культурного наследия федерального значения 1933 единицы, регионального значения 4514 единиц, включая историко-архитектурные комплексы и достопримечательные места 40 населенных пунктов республики.

В список выявленных памятников, расположенных на территории республики, входит 2278 объектов наследия, также подлежащих государственной охране и обеспечению их сохранности.

Кроме того, в Перечне исторических городов и поселений России включены 3 города и 1 поселение (Дербент, Махачкала, Кизляр, Тарки).

На территории Республики Дагестан расположено 9 мемориальных комплексов «Вечный огонь», посвященных памяти павших в Великой Отечественной войне.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 4 июля 2014 года № Пр-1564 об обеспечении учета и бесперебойного функционирования на территории Российской Федерации мемориалов «Вечный огонь», посвященных памяти павших в Великой Отечественной войне, в республике проведена определенные работы по ремонту, благоустройству и обеспечению бесперебойного функционирования мемориалов.

В городах Буйнакск, Кизилюрт и Кизляр заблаговременно проведены работы по текущему ремонту и благоустройству территории мемориальных комплексов. За день дня празднования великой победы в Дербент завершились работы по реконструкции Парка Боевой Славы.

Также, накануне Дня Великой Победы, в селе Нижний Чирюрт Кизилюртовского района состоялось открытие памятника ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов «Парк Победы». Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов принял участие в торжественном открытии памятника.

Сооружение представляет собой мемориальную плиту, на которой высечены имена жителей села – участников Великой Отечественной войны и оборудованный здесь же Вечный огонь.

Исторические памятники Дагестана

Дагестан в переводе означает “Страна гор”. В Дагестане бытует сказка о всаднике, который вез народам мира языки. В мешке их было множество. Пересекая горы, споткнулся усталый конь, а мешок зацепился за случайную скалу. Вниз по каменным уступам покатились языки, которые достались местным жителям, каждому селению - свой. Эта легенда дала, вероятно, Дагестану второе название, кроме страны гор - страна языков. Среди самых крупных народностей Дагестана, имеющих свой язык, можно назвать аварцев, даргинцев, лезгинов, лакцев, андийцев, цезов, годоберинов, тиндалов, чамалов, бежтинцев, агулов, табасаранов. 72 языковых наречия насчитывают народности Дагестана.

30 вершин Дагестана превышают 4000 м, а высшая точка его - гора Базардюзю достигает высоты 4466 м. Горы занимают площадь 25, 5 тыс. квадратных километров, а средняя высота всей территории Дагестана равна 960 м. Породы, слагающие горы Дагестана, резко разграничены. Главные из них - черные и глинистые сланцы, крепкие доломитизированные и слабые щелочные известняки, а также песчаники. Дагестан имеет огромное число рек - 6255, но большинство из них - водотоки до 10 км.

Все реки относятся к бассейну Каспийского моря, хотя непосредственно впадают в него только 20. К другим крупным рекам горного Дагестана можно отнести Уллучай (111 км), Чирагчай (93 км). 92 % рек Дагестана относится к типу горных, с величиной среднего удельного падения 50 м/км. Две основные реки вырываются из гор - Сулак на севере (протяженность его 144 км) и Самур (213 км) на юге. Река Сулак несет в себе воды четырех Койсу (рек) Аварского, Андийского, Казикумухского и Кара - Койсу. Вследствие значительной сухости климата, а также своеобразного выпадения осадков с максимумом в летний период, площадь оледенения в Дагестане значительно меньше, чем в более увлажненных районах Центрального и Западного Кавказа.

Велик интерес путешествующих по Дагестану к его истории. В республике имеется 346 исторических памятников, охраняемых государством и не менее 300, охраняемых обычаями. Все их можно разделить на археологические (15 - 20 и более веков назад), исторические (от 6 и до начала 20 в.), революционные, военные (начиная с 1917 г.). Наиболее впечатляют в Дагестане мощные оборонительные сооружения и среди них многокилометровая стена Дагбара, протянувшаяся по горам от Дербента до аула Ягдык. Мировой известностью пользуется крепость Нарын - Кала в Дербенте, самая древняя постройка, которой датирована VI в. Близ селения Хучни высится на отроге горы над рекой Рубас легендарная крепость семи братьев. На Гунибском плато сохранились развалины крепости X - XIII веков. Старинную крепость можно увидеть у аула Аракс. Бесконечные набеги и войны вынуждали жителей Дагестана строить башни - боевые, сигнальные, жилые. Они разбросаны по всему Нагорному Дагестану. Самые древние сохранившиеся башни - боевая (XVII века) в ауле Изари и сторожевая (XVIII века) в ауле Корода. Сигнальные башни высятся над перевалом в скалистом отроге Богоса близ аулов Хуштада и Тиндинага над Килой. Башни на территории республики - молчаливые свидетели бурных событий истории Дагестана, память народа.

Множество крепостных сооружений возникло в XIX веке в период Кавказской войны. В Верхнем Гунибе хорошо сохранилась Гунибская крепость, где сейчас находится турбаза. На Хунзахском плато стоит Аранинская крепость, сооруженная в 1867 году. Отреставрирована преображенская крепость и мостовое укрепление из трех круглых башен, сооруженных в 1859 году на Андийском Койсу близ Ботлиха. В Дагестане целые аулы могут считаться историческими памятниками. Можно назвать всемирно известный аул Кубачи, возникший в VI веке, известный своими мастерами - ювелирами, граверами, чеканщиками, оружейниками. Немало в аулах и селениях Дагестана культовых сооружений ислама, который принесли сюда арабы, завоевавшие этот край в 6 - м веке. Среди них самые известные - мечеть XI - XII веков в Уркарахе, Джума - Мечеть (XII - XV веков) с Караван - сараем в старинной части Дербента, минарет в Нижнем Дженгутае (1845 г.). Есть в Дагестане и следы христианства в укромном местечке Датуна расположен храм IX - XI веков.

Можно выделить самые значимые архитектурные ансамбли Дагестана :

Архитектурно-ландшафтный ансамбль "Древний Дербент"

Дербент – это второй по величине и значению город Дагестана, уникальный музей-заповедник, древнейший город на территории России, чья история насчитывает пять тысячелетий. Памятники Дербента по своей монументальности, поразительной грандиозности, инженерно-фортификационным и архитектурно-художественным качествам являются выдающимся образцом мировой строительной техники, оборонного зодчества. Особенно обращают на себя внимание крепостные стены города, башни, бастионы, ворота VI-ХV вв; цитадель Нарын-Кала VI в., комплекс Джума-мечети нач. VIII в. и медресе ХV в., средневековые квартальные мечети, старинные кварталы, городские некрополи и мавзолеи, уникальные эпиграфические памятники.

2003 году исторический центр города Дербента — архитектурно-ландшафтный ансамбль "Древний Дербент", включающий в себя крепость с цитаделью и множество культовых и гражданских зданий, возраст которых от 1000 до 5000 лет, был занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Наибольший интерес представляет цитадель Нарын-Кала — путь вдоль берега преграждали две параллельные крепостные стены, примыкавшие на западе к цитадели, а восточной оконечностью уходившие в море, препятствуя обходу крепости по мелководью и образуя гавань для судов. Меж этими стенами и располагался город Дербент. К западу от цитадели на сорок километров тянулась Горная стена, призванная предотвратить обход крепости по горным долинам и перевалам

Греческие историки называли его Албанскими или Каспийскими Воротами, арабские авторы — Главными Воротами (Баб-ал-Абваб), турки — Железными (Темир Капысы), грузины — Морскими (Дзгвис-Кари), персидское же "Дарбенд" также означает "Узел Ворот".

Полвека войн и усобиц привели к тому, что многие мелкие ханства Восточного Кавказа к концу XVIII века в той или иной мере сблизились с Россией. Окончательно Дербент отошел к России по Гюлистанскому мирному договору 1813 года.

Крепость "Калакорейш"

Это селение-крепость длиной 400 метров, шириной 200 метров расположено на вершине крутой горы на высоте 1000 метров над уровнем моря недалеко от селения Уркарах Дахадаевского Только небольшая перемычка длиной в 50 метров и шириной 5 метров соединяет поселение с внешним миром. Гора вокруг перехвачена двумя глубокими ущельями, на дне которых текут реки – Хулахерк и Кубачинка.

По преданию считается крепостью курейшитов из арабского племени, от которого происходит и род пророка Мухаммеда. Крепость один из форпостов ислама на Северном Кавказе, основана в VI в. Из поколения в поколение передаются предания о том, что первыми ее обитателями были арабы из племени курейшитов, что и отразилось в названии резиденции. В крепости находится саркофаг — каменное полуцилиндрического надгробие XIII — начала XIV в. с различными изобразительными сюжетами на которой высечены в профиль рельефные изображения львов, стоящих по сторонам геральдически трактованного орла с симметрично распростертыми крыльями. Один из выдающихся памятников средневекового исламского искусства Дагестана.

Калакорейш сыграл значительную роль в истории Дагестана как крупный административно-политический, культурный и идеологический центр Кайтагского уцмиства (уцмий – титул феодального владетеля Кайтага).

На данный момент крепость является памятником федерального значения.

"Гунибская крепость"

В живописном селении Нижний Гуниб (Дагестан) сохранились остатки русской крепости времён Кавказкой войны. Крепостные стены огибает выступ плато. Сохранились крепостные стены, здание комендатуры и памятник на могиле солдат Апшеронского полка, павших при осаде отряда Шамиля. В Верхнем Гунибе — развалины селения, где 25 августа 1859 г. произошло пленение Шамиль. На этом месте возведена ротонда. В окрестностях Гуниба расположены аулы Чох, Обох, Мегеб, Согратль, Гамсутль с характерной террасообразной плотной застройкой. Природа этого района сохраняется в ботаническом саду "Гунибское плато".

Крепость "Семи братьев"

На расстоянии 3-4 км от Хучни, административного центра Табасаранского р-на, на возвышенности, сохранились остатки крепости известной под названием "Крепость Семи братьев" которая датируется XVII веком.

В горах немало крепостных сооружений, башен и т.п., но крепость с. Хучни выгодно отличается от них. Прежде всего, в горах оборонительные сооружения построены либо из огромных, почти необработанных глыб, либо из небольших тесаных камней (иногда оба способа сочетаются) без применения цементного или известкового раствора. А кладка стен Хучнинской крепости сделана на связующем растворе правильными рядами. Длина стены крепости, обращенная в сторону Хучни, примерно 50м, ширина обеих боковых ее стен около 25 м, толщина около 2-2,5 м.

По четырем углам крепости выстроены угловые башни. Они сплошь заполнены землей. Стены до сих пор в хорошей сохранности, крепки, имеют бойницы. Крепость расположена на выступе горы, у самого ущелья. Подойти к ней можно только с севера, но эта сторона хорошо просматривалась и простреливалась. Впрочем, из крепости во все стороны хороший, далекий обзор. Расположена она так, что контролирует пути в Верхний Табасаран, в Кайтаг и стратегически связана с конечным отрезком Дербентского оборонительного комплекса. По склонам ниже крепости, по-видимому, когда-то было расположено поселение: там до сих пор сохранились следы кладбища и строений. Скорее всего, оно было связано хронологически с функционированием крепости.

"Санжинские наскальные изображения"

Санжинские наскальные изображения – памятник древнего искусства народов Дагестана. Изображения датируются IV – I тыс. до н.э. Памятник находится на расстоянии 16 км к югу от райцентра Дахадаевского района с. Уркарах и в 1 км к юго-западу от заброшенного сел. Санжи на правой стороне ущелья р. Улучай на лесистом склоне. Среди сюжетов наскальной живописи представлены всадники, люди, безоаровые козы, олени, лошади, собаки, солярные символы, точечные и четырехугольные знаки. В целом, преобладают изображения животных. Некоторые изображения образуют композиции, например, сцена охоты всадников на козлов, оленей, и т.п. Изображения нанесены на поверхность скалы посредством минеральной краски – охры красных, оранжевых и желтоватых тонов, выходы которой имеются тут же в скалах. Изучение этих изображений весьма важно для реконструкции хозяйства, религиозных представлений и обрядности населения Дагестана эпохи бронзы и раннего железного веков.

Боевые и сторожевые башни Дагестана

Бесконечные набеги и войны вынуждали жителей Дагестана строить боевые, и сторожевые башни. Они разбросаны по всему Нагорному Дагестану. Именно в Дагестане башенная архитектура достигла наивысшего развития. Особенно это проявилось в архитектонике боевых башен, которые являются вершиной средневекового зодчества. Боевые башни строились с соблюдением зеркальной симметрии и пропорциональности всех частей постройки, в удивительной гармонии с окружающим ландшафтом. Сторожевые возводились в горном Дагестане таким образом, чтобы имелась возможность контролировать все ключевые перевалы, дороги и горные тропы. Эти укрепления составляли единую систему сторожевых сооружений.

Самые древние сохранившиеся башни — боевая (XVII века) в ауле Ицари и сторожевая (XVIII века) в ауле Корода. Боевая башня в с. Ицари Дахадаевского района в настоящее время является наиболее крупной из сохранившихся круглых башен на Северном Кавказе. Она представляет собой сужающееся кверху конусообразное сооружение с примерной датировкой 14 века. Основное предназначение башни — оборонительное: она была построена для борьбы, как с иноземными захватчиками, так и соседними племенами. Одновременно башня служила также в качестве сигнальной и сторожевой.

Несколько сигнальных башен высятся и над перевалом в скалистом отроге Богоса близ аулов Хуштада и Тиндинага.

Старинные башни Дагестана — молчаливые и величественные свидетели бурных событий истории горного края.

При исследовании Верхнечирюртовского городища в Дагестане, в хазарском слое археологами обнаружены две христианские церкви из камня, а также многочисленные предметы христианского культа. Менее распространены такие исторические памятники как мавзолеи, гробницы, надгробья, со вкусом оформленные родники. Известны мавзолей в селе Хучни (XVIII век), мавзолей XX века в селении Ахты. Интересны также надгробья древних кладбищ Дербента. Как прекрасные творения старых мастеров смотрятся каменные мосты XIX века в Ахты и Ташкошуре, железобетонный мост через Ахтынчай, построенный итальянцами. Из обилия архитектурно оформленных родников можно отметить купольные родники начала XIX века в Тарках.

На основании достоверных источников и исследований, сохранившихся до наших дней древних укреплений Дербента, было сделано заключение, что город основан в VI веке н. э. персидскими царями Сасанидской династии, и "отцом города" считался знаменитый царь Хосров I Ануширван, впервые отгородившийся в этом месте мощными стенами от набегов хазар с севера. Таким образом, предполагалось, что возраст города составляет вполне солидное число - почти 1500 лет.

 

Но сравнительно недавно, в 1971 г., начавшиеся в Дербенте археологические раскопки дали поистине сенсационные результаты, свидетельствующие о том, что эти места видели времена гораздо более древние. Раскопки выявили древнее поселение, возникшее на рубеже IV - III тысячелетий до нашей эры, то есть пять тысяч лет тому назад! На территории ныне существующей цитадели были найдены остатки построек, многочисленных предметов труда и быта, сельскохозяйственных орудий и зернохранилищ, говорящих о существовании здесь одного из древнейших земледельческих хозяйств, характерных для тогдашнего Ближнего и Среднего Востока и Юго-Восточной Европы.

На юге Дагестан граничит с Азербайджаном; здесь архитектура лезгин, живущих по соседству в разных республиках, в общем, сходна, но архитектура азербайджанцев от дагестанской отличается.

На юго-западе Дагестана, по ту сторону Главного хребта, находится входящая в состав Азербайджана Закатальская область. Когда-то она принадлежала Кахетинскому царству. 300 лет тому назад персидский шах Аббас истребил здешнее грузинское население. На освободившуюся таким образом территорию переселились из Дагестана аварцы и цахуры, а также жители из коренного Азербайджана. Здесь переселенцы строили уже не в традициях зодчества тех земель, откуда вышли, а сообразно с тем, что застали на месте и под влиянием архитектуры соседней Кахетии. Архитектура аварцев, живущих в Закатальском районе Азербайджана, не имеет ничего общего с архитектурой аварцев в Дагестане.

На западе Дагестан граничит с Грузией: с Кахетией на юге этого участка, а севернее - с Тушетией. Архитектура тушин от дагестанской весьма отлична: дома стоят не вплотную, а разреженно, крыши у них скатные, шиферные. В высокогорной, безлесной зоне Тушетии жилища в прошлом были каменными, башенными. Башни эти, как и нынешние тушинские постройки, стояли разреженно и имели скатные крыши. На севере Дагестан граничит с селениями терских казаков и с ногайскими землями. Казаки строили в традициях южнорусских, а ногайцы, перейдя к оседлости, - по кабардинскому типу и в какой-то мере под влиянием кумыков. На северо-западе Дагестан граничит с Чечней. И здесь мы сталкиваемся с удивительным фактом: зодчество дагестанцев везде отличается от зодчества их соседей, тогда как при переходе из Дагестана в Чечню не заметно особых различий в характере построек. Архитектура этой части Чечни, будучи подобна дагестанской, в то же время отличается от архитектуры коренной Чечни. В Дагестане кладка велась не на извести, а на глине, поэтому  местные сооружения были подвержены разрушению в гораздо большей мере, а при надобности и разбирались на камень.

Раскопки археологов в равнинной прикаспийской полосе, в Чиркейском, Верхнегунибском и других поселениях подтверждают, что еще в IV—II тыс. до н. э. на территории нынешнего Дагестана была развита культура обработки бронзы. Кинжалы, наконечники копий, топоры и женские украшения из бронзы отличались сложной формой и орнаментом. Бронзовые культовые статуэтки людей и животных, найденные в большом количестве во многих районах Дагестана,   говорят о наличии крупных очагов бронзового литья в самых высокогорных селениях уже в I тыс. до н. э. Высокий художественный уровень антропоморфных бронзовых фигурок, сложные технические приемы литья свидетельствуют о незаурядном мастерстве их создателей. Основная масса бронзовых фигурок обнаружена в культовых высокогорных святилищах недалеко от селений Согратль, Арго, Ратлуб, Кахиб и других.

В. И. Марковин, тщательно изучив древнюю пластику Северного Кавказа, достаточно убедительно доказывает, что эти статуэтки связаны с культом плодородия и использовались во время особых языческих обрядов и ритуальных церемоний, которые совершались на вершинах гор, холмов или в рощах, где находились святилища.

Во II в. до н. э. в период включения Дагестана в Кавказскую Албанию (древний союз двадцати шести горских племен) наступает расцвет оружейного и ювелирного искусства. Местные ювелиры делают височные украшения, бронзовые браслеты, золотые серьги, что подтверждают находки в Урцекинском, Таркинском и Хабадинском могильниках.

Расцвет ремесла и торговли способствовал зарождению центров ремесленного производства, предшествовавших такому крупному центру металлообработки, как Зирехгеран (страна кольчужников) — древнее название аула Кубачи, распространенное на Востоке. В средневековье кубачинские мастера были известны далеко за пределами Дагестана как изготовители мечей, кольчуг, удил, стремян. В XII—XIII вв. высокого совершенства достигло искусство кубачинцев и в изготовлении бронзовых котлов. На туловах так называемых албанских котлов изображались крылатые грифоны, животные (часто барсы), птицы...

Скульптурные элементы подтверждают преемственность бронзовой культовой пластики горного и северного Дагестана. Ранние котлы, декорированные рельефными изображениями, имели шаровидную форму. Полоски в центре тулова скрывали швы, скрепляющие отдельно отлитые части котлов. Более поздние котлы украшались изобразительными сюжетами, а форма их стала более приземистой.

Бронзовые котлы в Кубачах и в наше время хранятся в комнатах-музеях, выставляются на самом почетном месте, высоко чтятся и передаются из поколения в поколение как часть приданого дочери. И по сей день, котлы используются во время больших общественных ритуальных трапез (свадьба, похороны, поминки и т. д.).

Вторым крупным центром удожественном обработки металла в Дагестане после Кубачей является лакское селение Кумух со всеми прилегающими к нему населенными пунктами — Хури, Цовкра, Чара, Унчукатль, Кунди и другими.

Самым крупным промыслом у лакцев было производство медной посуды. Из меди изготовляли разнообразную дешевую утварь, отличавшуюся изяществом форм, простотой декора, наносимого штихелем по луженой поверхности.

Почти в каждом аварском селении были свои мастера медночеканного дела. Наиболее известными центрами этого ремесла считались аулы Гоцатль и Ичичали.

Археологические раскопки памятника раннего средневековья - городища Торпак-кала, находящегося на территории поселка Белиджи в приморской части Южного Дагестана, привели к неожиданному открытию. Ученые Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала РАН вскрыли очередной пласт памятника и обнаружили там фрагменты керамических изделий, а затем и остатки строений, датируемые куда более ранним историческим периодом - началом третьего тысячелетия до нашей эры (эпохой ранней бронзы). По мнению ученых, обитатели городища были носителями Куро-араксской культуры, ареал распространения которой охватывает восточный Кавказ, Закавказье, часть современной Турции и территории Ближнего Востока. Интерес археологов вызвали поделки из обсидиана, которые практически не встречаются на территории Дагестана. Однако особое внимание археологов привлекли прекрасно сохранившиеся керамические изделия, формы которых абсолютно отличаются от находимых ранее в Дагестане. По мнению ученых, изучение этого памятника внесет огромный вклад в освещение вопросов культурно-исторического развития Восточного Кавказа и даст не найденные до сих пор ответы на некоторые вопросы общности и взаимопроникновения культур народов, населяющих регион.