Памятники археологического наследия, исторические здания и сооружения Республики Тыва

 

1.Здание Обкома КПСС, построенное советскими рабочими в 1940 году в качестве дара Правительства СССР тувинскому народу – ныне здание Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва

 

Адрес местонахождения: г. Кызыл, ул. Ленина, д. 32.

Ведомственная принадлежность - Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва.

Пригодность к показу – пригодно.

Состояние объекта – удовлетворительное.

Автотранспортная доступность к памятнику - доступно.

Возможность для парковки автотранспорта – имеется.

Наличие указателей и туристской навигации в направлении следования до объекта – нет.

Возможность добраться общественным транспортом – имеется.

Доступ для людей с ограниченными возможностями – имеется.

Оценка исторического события - в 1939 году был заложен фундамент трехэтажного здания Правительства, в советское время - Обкома партии. В это время, в Советском Союзе шло активное строительство объектов государственного значения, и поэтому, для строительства этого здания в Туву специально командировались советские строители. Стоит отметить, что работа продвигалась довольно быстро, и к 1940-му году здание было практически готово, а к апрелю 1942 г. сдано в эксплуатацию.

Одновременно с началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года Тувинская Народная Республика вступила во Вторую мировую войну на стороне стран Антигитлеровской коалиции.

С первых дней войны ТНТ и ее вооружённые силы были переведены на военное положение и сразу же приступила к оказанию материальной помощи СССР.

Первых добровольцев из Тувы на фронт в 1941 г. провожали со здания Обкома КПСС. Караваны материальной помощи фронту также отправлялись с этого здания. 

17 августа 1944 года VII сессия Малого Хурала ТНР, проходившая в здании Обкома КПСС, приняла декларацию о вхождении Тувинской Народной Республики в состав CCCР, обратившись с соответствующим ходатайством в Верховный Совет СССР.

С 1944 г. и до последних дней жизни в этом здании работал С.К. Тока – тувинский советский государственный деятель и писатель. Герой Социалистического Труда. Первый секретарь Тувин­ского Обкома КПСС, который неоднократно избирался кандидатом в члены ЦК КПСС, а на ХХ1V Съезде партии был избран членом Центрального Комитета КПСС.

Здание Обкома КПСС по своей объемно-пространственной структуре представляет 3-хэтажное каменное здание, прямоугольное в плане, вытянуто с запада на восток. Пространственная композиция здания лишена замкнутости благодаря выступающим ризалитам, портикам на флангах, раскреповке нижнего этажа и завершено полусферическим куполом в центре. Центральная часть главного фасада западает от основной плоскости стен и обрамлена небольшими выступающими ризалитами. По краям главного фасада, в одной оси с ризалитами, выступают портики. Дворовой фасад оформлен тремя ризалитами, центральный – с фронтоном.

В разные годы здание подвергалось разного рода перепланировкам и изменениям, не повлекшим, однако, кардинальных изменений. Так, были расширены оконные проемы западного ризалита на дворовом фасаде под дверные проемы, в связи с пристройкой к зданию. 

В 1985-87-х гг. был построен 3-хэтажный административный корпус к левому крылу здания, где сейчас располагается администрация г. Кызыла. Пристройка выполнена проектным институтом «Тывагражданпроект», архитекторы Б.В. Руднев, О.В. Байыр-оол, Э.Д. Байыр-оол, О.О. Донгак, строительная организация «Тувинстрой».   

Некоторые изменения отмечены и внутри здания, в интерьерах, и носят локальный характер (демонтаж элементов, изменение цветового решения) и общий (замена полов, окон) характер.

Авторы памятника: архитекторы З.П. Коковин и Н.И. Матвеев.

Оригинальность здания: Здание построено в стиле советского монументального классицизма («сталинский» ампир). Объемно-пространственная композиция здания с использованием купола и портиков, не имеющая аналогов в Туве. Планировочная структура здания, включая парадную лестницу с ограждением из крупных балясин, кессонированные потолки в вестибюле и холлах, декоративные тяги на потолках, и кессонированная внутренняя оболочка купола подчеркивает стилевую направленность архитектурного решения здания в целом. 

 

 

2.Здание, в котором размещалось представительство СССР в Тувинской Народной Республике – ныне здание ГБУЗ «Станция переливания крови»

 

Адрес местонахождения: г. Кызыл, ул. Чульдум, д. 1.

Ведомственная принадлежность – ГБУЗ «Станция переливания крови».

Пригодность к показу – пригодно.

Состояние объекта – удовлетворительное.

Автотранспортная доступность к памятнику - доступно.

Возможность для парковки автотранспорта – имеется.

Наличие указателей и туристской навигации в направлении следования до объекта – нет.

Возможность добраться общественным транспортом – имеется.

Доступ для людей с ограниченными возможностями – имеется.

Исторические сведения:

            В здании размещалось Переселенческое управление, ведавшее обустройством русских крестьян, приток которых из-за Саян значительно усилился после принятия Урянхайского края под протекторат Российской империи в 1914 г.       

            В 1921 г. здесь размещался Исполнительный комитет Русской самоуправляющейся колонии Танну-Тувы – РСТК, образованной в июле 1921 г. XII  краевым съездом русского населения Тувы. РСТК просуществовала более 10 лет, объединяя трудовое крестьянство и приглашенных правительством Тувы советских специалистов-советников, технических экспертов и деятелей культуры. С 1924 г. начала выходить на русском языке первая в Туве газета «Красный пахарь», редакция которой помещалась в этом же здании.

            С 1933 г. по 1944 г. в здании размещалось полномочное представительство СССР. В 1936 г. оно было увеличено большой пристройкой с южной стороны, которая существенно изменила объем и конфигурацию плана, получившего Г-образную форму, а также повлекла за собой переориентацию главного фасада, которым стал теперь оформленный портиком западный фасад по ул. Чульдум.

С середины XX в. в здании размещались учреждения здравоохранения: сначала медицинское училище, а позже и вплоть до настоящего времени – Республиканская станция переливания крови. 

Постановлением Совета Министров Тувинской АССР от 06 марта 1984 г. № 93 «О создании при Министерстве культуры Тувинской АССР производственной группы по охране и использованию памятников истории и культуры и утверждении списка памятников истории и культуры местного значения» поставлен на государственную охрану как памятник регионального значения.

Одноэтажное здание, построенное в 1910-х гг., Г-образный в плане объем, сильно вытянутый по горизонтали.

Главный вход расположен по центру западного фасада, еще три служебных входа – на торцевом восточном и дворовом фасадах.

В основе внутренней планировки лежит коридорная система: два длинных, перпендикулярных друг другу коридора проходят по центральной оси северного и западного крыльев здания; в них выходят двери разновеликих помещений с окнами на уличных и дворовых фасадах.

Старейшая часть здания – сруб в обло из бревен толщиной в среднем 25 см. Стены пристройки 1936 г. сложены из бруса толщиной около 20 см.

Главный (западный) фасад отличают более разработанные архитектурные формы. Он решен в стиле неоклассики. Центр выделен сильно выступающим портиком из четырех попарно поставленных толстых, приземистых колонн дорического ордера; к нему ведет широкий лестничный марш деревянного крыльца. Завершает портик двухступенчатый аттик, обшитый тесом «в елочку». Боковые ризалиты, практически равные по ширине портику, завершены такими же аттиками. Передние углы ризалитов обработаны крупным рустом, что вместе с тяжелыми колоннами портика сообщает объему сравнительно небольшого здания определенную значительность.

 Здание является памятником истории и представляет значительный историко-архитектурный интерес как памятник первоначальной, ныне практически утраченной застройки г. Кызыла начала XX в.

Авторы памятника: Автор здания неизвестен. Можно предположить, что им являлся заведующий технической частью межевых работ в Урянхае М.Крючков, которым был выполнен генеральный план г. Кызыла.

Оригинальность здания:

- объемно-пространственная композиция здания: боковые ризалиты на уличных фасадах и две ярусные башенки над угловыми частями объема;

- архитектурно-художественное оформление фасадов: сильно выступающие портики из четырех попарно поставленных толстых, приземистых колонн дорического ордера; широкий лестничный марш деревянного крыльца; двухступенчатый аттик, обшитый тесом в «в елочку»; боковые ризалиты;

- пространственно-планировочная структура здания, включая отделки интерьера: потолочные падоги сложного профиля проходящие по периметру внутренних стен.

 

Дом, где в июле 1921 г. проходила первая тувинская конференция членов РКП (б), на котором избрано оргбюро районной организации РКП (б). Первым председателем был тов. Чугунов Я.С.  – ныне здание ООО «Тывапечать»

            Адрес местонахождения: г. Кызыл, ул. Ленина, д. 20.

Ведомственная принадлежность – ООО «Тывапечать».

Пригодность к показу – пригодно.

Состояние объекта – удовлетворительное.

Автотранспортная доступность к памятнику - доступно.

Возможность для парковки автотранспорта – имеется.

Наличие указателей и туристской навигации в направлении следования до объекта – нет.

Возможность добраться общественным транспортом – имеется.

Доступ для людей с ограниченными возможностями – имеется.

Исторические сведения:

Дом построен в 1914-1915-х гг., вскоре после включения Урянхайского края в состав России и основания г. Кызыла.

Первый его владелец – купец Гусев, русский переселенец, торговавший лошадьми по всему Урянхайскому краю. В 1921 г. дом перешел в собственность купца Хабибуллина Рунбаева, которому принадлежал вплоть до 1937 г.

В разные годы в этом доме размещались различные учреждения:

- в 1920-х – начале 1930-х гг. в доме размещалось полпредство СССР;

- в кон. 1940-х гг. – детская больница;

- в 1960-х гг. – Тувинская Государственная филармония;

- а с 1976 г. вплоть до настоящего времени оно занято конторскими помещениями Союзпечати (ныне ООО «Тывапечать»). В декабре 1925 г. здесь проходил первый съезд Тувинского Революционного Союза молодежи.

Деревянный, одноэтажный с мезонином дом, построенный в 1914 г.

Пространственную композицию здания составляют два объема: основной (включающий дом 1910-х гг. и пристройку 1930-х гг.), повышенный по центральной оси узким мезонином, и низкой пристройки под самостоятельной крышей.

Основной объем – сруб в обло из бревен, фундаменты из плитняка на известковом растворе. Перекрытия плоские, деревянные по матицам. Перемычки оконных и дверных проемов прямые. Покрытие стропильное. Вальмовая крыша основного объема железная, дворовые пристройки крыты на один скат шифером.

Фасады бревенчатые, мезонин обшит тесом, поздние дворовые пристройки оштукатурены. Наружный декор составляют сильно вынесенный профилированный карниз, наличники окон, в рисунке которых ощущается влияние стиля «модерн», фигурные тесаные столбы и пропильные подзор и ограждения балконов.

Стены и потолки внутренних помещений обшиты сухой штукатуркой и побелены, полы покрыты линолеумом. В нижнем этаже сохранилась часть первоначальных мощных отесанных матиц, профилированные наличники окон и части дверей; частично сохранилась старая латунная скобянка.

В мезонине потолок лежит на частых (возможно, поздник) балках. Сохранилась круглая с простым карнизом и цоколем, обшитая жестью печь. На торцевых стенах одинаковые остекленные двери выходов на балконы с узкими окнами по сторонам (северная дверь забита). Профилированные наличники и столярка проемов – старые.

Здание является памятником истории, имеет также историко-архитектурную ценность как памятник первоначальной, ныне практически утраченной жилой застройки города начала XX в.

Оригинальность здания:

- объемно-планировочное решение: габариты, пропорции, конфигурация, этажность (одноэтажное с мезонином);

- строительный материал, форма, расположение капитальных стен, колонн, крыши;

- композиционная структура фасадов: расположение, форма, пропорции, материал;

- наружные оконные и дверные проемы – количество, расположение, прямоугольная форма;

- колонны на мезонине – количество (две), расположение, тип материала (дерево);

- форма крыши основного объема (многоскатная), тип материала (металл);

- декоративное оформление фасадов: деревянный горизонтальный узор мезонина  выполненный в виде полукругов с отверстием посередине; деревянные наличники окон с накладными элементами в виде «пирамидок», а также вертикальных и горизонтальных «нитей»; декоративное ограждение балкона с вертикальными балясинами.

- балкон на южном фасаде;

 

Хурээ «Цеченлинг»

Адрес местонахождения: г. Кызыл, ул. Щетинкина-Кравченко, д. 2.

Ведомственная принадлежность – Централизованная религиозная организация «Объединение Буддистов Тувы» .

Пригодность к показу – пригодно.

Состояние объекта – удовлетворительное.

Автотранспортная доступность к памятнику - доступно.

Возможность для парковки автотранспорта – имеется.

Наличие указателей и туристской навигации в направлении следования до объекта – нет.

Возможность добраться общественным транспортом – имеется.

Доступ для людей с ограниченными возможностями – имеется.

Исторические сведения: Исторически важным событием мирового масштаба является приезд в Туву в 1992 году Его Святейшества Далай-ламы XIY. А эпоха возрождения буддизма в Туве - событие XX века. Строительство и открытие буддийского храма- 9 октября 1999 года - стройка века, событие века.

Особо следует отметить роль тувинской интеллигенции в процессе возрождения буддизма в Туве. Осенью 1996 года группа ведущих деятелей науки, образования, здравоохранения и культуры обратилась с официальным письмом к Президенту республики, в котором они изложили свои взгляды и предложения по проблемам духовного возрождения тувинского народа. Основное внимание в письме уделялось необходимости строительства буддийского храма в центре Кызыла и подготовке грамотных монахов из числа тувинской молодежи.

Буддийский храм Цеченлинг стал официальной резиденцией Камбы-ламы Тувы, его строительство осуществлялось при финансовой поддержке правительства республики, хотя в фонд строившегося храма также поступали добровольные пожертвования. Примечательно то, что тувинское правительство выступило спонсором этого крупного проекта несмотря, а вернее, вопреки ныне действующим Конституциям Российской Федерации и Республики Тыва, согласно которым церковь отделена от государства. Очевидно, правительство таким образом решило поддержать позиции традиционных духовных институтов, поскольку возрождение и развитие буддизма в Туве происходит в очень сложной и неоднородной конфессиональной ситуации. Согласно закону «О свободе совести и религиозных организаций», принятом в 1997 г., в качестве традиционных верований признаны шаманизм, буддизм и православие (М.В.Монгуш  История буддизма в Туве.-Новосибирск, 2001. Народная летопись. Тува ХХ век.-Кызыл, 2001).

Буддийский храм «Цеченлиг» введен в эксплуатацию в октябре 1999г. и является центром духовной и нравственной жизни жителей республики.

            Среди населения республики «Цеченлиг» имеет большое общественное признание. Фотографии храма публикуются на открытках, буклетах, журналах и альбомах. С изображением храма выпускаются календари, используется в телевизионных заставках и рекламных роликах. Жители и гости столицы фотографируются на фоне этого здания.

            Оригинальность здания: здание имеет необычный индивидуальный образ, гармонично вписывается в окружающую среду. Архитектурное решение,  сочетающее в себе национальный колорит в современном стиле, отличается новизной и оригинальностью. Данное архитектурное произведение внесло новые  веяния в современную национальную архитектуру Тувы.

 

Школа №2

Адрес местонахождения: г. Кызыл, ул. Ленина, д. 2.

Ведомственная принадлежность – МОУ СОШ №2.

Пригодность к показу – пригодно.

Состояние объекта – удовлетворительное.

Автотранспортная доступность к памятнику - доступно.

Возможность для парковки автотранспорта – имеется.

Наличие указателей и туристской навигации в направлении следования до объекта – нет.

Возможность добраться общественным транспортом – имеется.

Доступ для людей с ограниченными возможностями – имеется.

Исторические сведения - в 1936 году открылся Кызылский учебный комбинат имени В.И. Ленина. На нескольких, с четырехгодичным сроком обучения, отделениях комбината, а также на многочисленных организованных при нем курсах готовились учителя, фельдшера, агрономы, зоотехники, ветеринары, торговые и счетные работники и рабочие массовых профессий. 12 апреля 1944 года комбинат был реорганизован в Кызылскую среднюю школу № 2, а подготовка кадров массовых профессий была поручена министерствам. Среди выпускников комбината – писатель Л.Б. Чадамба, М.Б. Буян – заслуженный учитель школ Тув. АССР, Долана Момбужай – заведующая Кызылской ветполиклиникой и мн. др.

Авторы здания: строитель-инструктор Василий Карпович Суханов

В 1938 году началась большая кирпичная стройка трехэтажной тувинской школы №2., столько много людей было задействовано. Стройка была похожа на муравейник. Никаких подъемных механизмов не было. Все строительные материалы: кирпич, раствор и деревянные конструкции переносились рабочими на руках. Для переноски кирпича было приспособление – люльки. В народе оно называлось «козой». Эту козу рабочий надевал на спину, на нее укладывалось огромное количество кирпичей, и рабочий по настилам нес эту партию кирпича к месту кладки. Правда, один механизм все-таки был на стройке  - колесный трактор ХТЗ. От его привода на широкой ленте кирпич подавался на второй этаж, а выше опять же руками. Здание школы было красивым: белоснежным, единственным высотным на весь Кызыл. Центральное отопление, большие светлые окна создавали необыкновенный уют. Словом, созданы благоприятные условия для учебы. Из стен второй школы вышли известные люди Тувы - ученые, писатели, учителя, художники и многие другие.

Оригинальность здания: Это первое высотное здание, построенное в городе Кызыле.

 

6. Памятник В.И. Ленину

Авторы скульптуры: скульптор Б.И. Дюжев, архитектор А.А. Заварзин, В.И. Ровнов.

Адрес местонахождения: г. Кызыл, площадь Арата.

Ведомственная принадлежность – ТУ Росимущество по Республике Тыва.

Пригодность к показу – пригодно.

Состояние объекта – удовлетворительное.

Автотранспортная доступность к памятнику - доступно.

Возможность для парковки автотранспорта – имеется.

Наличие указателей и туристской навигации в направлении следования до объекта – нет.

Возможность добраться общественным транспортом – имеется.

Доступ для людей с ограниченными возможностями – имеется.

Исторические сведения – Памятник установлен к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина.

Оригинальность – В.И. Ленин изображен в рост, стоящим с непокрытой головой, с поднятой и протянутой вперед правой рукой. Фигура дана фронтально. Общая высота памятника – около 10 м., высота скульптуры – 5, 42 м., постамента 3,2 м.

Скульптура отлита из бронзы. Постамент, цоколь и стилобат сложены из блоков серого гранита.

 

Национальный музыкально-драматический театр им. В.Кок-оола

Адрес местонахождения: г. Кызыл, Кочетова, д. 33.

Ведомственная принадлежность – Национальный музыкально-драматический театр им. В. Кок-оола.

Пригодность к показу – пригодно.

Состояние объекта – удовлетворительное.

Автотранспортная доступность к памятнику - доступно.

Возможность для парковки автотранспорта – имеется.

Наличие указателей и туристской навигации в направлении следования до объекта –

Возможность добраться общественным транспортом – имеется.

Доступ для людей с ограниченными возможностями – имеется.

Исторические сведения – Театр был создан на основе театральной студии в 1936 г., а в 1945 г. был создан Национальный театр.

 

Достопримечательное место скульптурный комплекс «Центр Азии»

Автор: скульптор, художник, ювелир, член Союза художников России Д.Б. Намдаков.

Местонахождение объекта: г. Кызыл, набережная реки Енисей.

Год создания: 2014 г.

Пригодность к показу – пригодно.

Состояние объекта – удовлетворительное.

Автотранспортная доступность к памятнику - доступно.

Возможность для парковки автотранспорта – имеется.

Наличие указателей и туристской навигации в направлении следования до объекта – имеется.

Возможность добраться общественным транспортом – имеется.

Доступ для людей с ограниченными возможностями – имеется.

Оригинальность: Монумент «Центр Азии» символизирует географический центр континента Азия.

Он установлен на берегу Енисея в живописном городском ландшафте на фоне отрогов Саянской горной гряды.

Монументальная скульптура «Центр Азии» создана известным скульптором Даши Намдаковым и установлена на набережной реки Енисей в дни празднования юбилея присоединения Тывы к России.

За скульптуру «Царская охота» Даши Намдакову была вручена международная первая премия от имени культурного сообщества «Фрателли Россели» в декабре 2013 г.

 

Описание объекта: достопримечательное место «Центр Азии» представляет собой загороженное место, куда входит ряд примечательных объектов. Такие как архитектурные сооружения в восточном (китайском) стиле, монументальные скульптуры, далее (скульптурный комплекс), озелененные благоустроенные участки с посаженными хвойными деревьями (елки). А также площадки из булыжника (мраморные бруски) и набережная, загороженная металлическими обрешетками.

Монумент фонтанный комплекс «Центр Азии»

Параметры: высота - 17 м. 

Материал: бронза, железобетон, гранитные плиты.

Техника: литье, патинирование.

Композиция состоит из основания (пьедестал), над которой стоят три барса – хранители «земного шара», над барсами земной шар и высокий шпиль, увенчанный навершием, в виде фигуры оленя. Вся композиция установлена на фонтане общая картина, которой выражает симметрию.

Описание: фонтанный комплекс представляется как сложная конструкция, состоящая из нескольких частей, в единстве образующая комплексное монументальное сооружение.  В основе сооружения лежит массивное основание состоящий из лестничных маршей, над ним установлен фонтанная чаша, на центральной части сооружения стоит главное украшение комплекса – обелиск, напоминающий по форме прежнего монумента, который был установлен и спроектирован В.Ф. Деминым в 1964 году. Вся конструкция сделана из железобетона и отделана гранитными плитами. Украшениями комплекса являются бронзовые статуи, отлитые в знаменитых мастерских Италии.

Обелиск «Центр Азии» символизирует географический центр Азиатского континента. В оформлении обелиска автор использовал мотивы искусства древних культур: пьедестал окантован рельефными рисунками, самым главным в композиции, которой является свиток, где на трех языках написаны слова: «Центр Азии». Свиток держат крылатые драконы в средневековом европейском плане, у основания шара зритель видит Барсов – как три льва - хранители учения буддизма; на вершине шпиля установлен символ эпохи бронзового века - «солнечный олень» с раскидистыми рогами, на поверхности земного шара и конусообразного шпиля художник разместил рельефы с условными контурами всех континентов и изображения археологических предметов из кургана Аржаан-2, которые датируются ранним железным веком. В технике отделки использована золотая патина, придающая художественную выразительность и более гармонично вписывает объект в окружающую среду.

Статуи 12-ти животных, украшающие фонтанную чащу, символизируют традиционную китайскую астрологию, где двенадцатилетний цикл смены годов представляются в виде животных. Астрологическая тематика выбрана по тем соображениям, что обелиск (земной шар), окруженный 12-ю животными, олицетворяет Вселенную (космос).

Монумент «Царская охота»

Параметры: 430х822х206 (без плинта).

Материал: бронза, железобетон, гранитные плиты.

Техника: литье, патинирование.

Композиция состоит из двух всадников Царицы и Царя с соколом, сопровождаемых барсами, воспроизводящая сцену соколиной охоты.

Описание: монументальная скульптура «Царская охота» - это часть комплекса «Центр Азии». Автор создал композицию из двух всадников, сопровождаемых барсами, и воспроизвел сцену ритуальной соколиной охоты, возвратив нас к легендарным временам 8 века до н.э., как бы реконструируя жизнь населения Саяно-Алтая в эпоху раннего железного века, времен создания знаменитых курганов Аржаан - 1, 2 и искусства скифо-сибирского звериного стиля.

Перед нами прекрасная Царица-Амазонка и Царь-герой с соколом. Они номады Евразии, где для человека дом – шатер, а крыша дома – небо над ними. Кажется, что фигуры всадников в торжественных одеждах пронизаны состоянием величия и достоинства, а их души наполнены радостью от созерцания безграничного пространства необъятной степи, по которой летят их кони. Художник, вслед за своими персонажами, «уводит» нас в мир древней истории и культуры наших предков, погружая в яростную и величественную энергию мифического ритуала охоты.

 

Устуу-Хурээ

Автор:

Местонахождение объекта: Дзун-Хемчикский район, в 7 км. от г. Чадана.

Год создания: 1930-е гг.

Пригодность к показу – пригодно.

Состояние объекта – руинированное.

Автотранспортная доступность к памятнику - доступно.

Возможность для парковки автотранспорта – имеется.

Наличие указателей и туристской навигации в направлении следования до объекта – нет.

Возможность добраться общественным транспортом – имеется.

Доступ для людей с ограниченными возможностями – имеется.

Оригинальность - уникальный памятник буддийской культуры «Устуу-Хурээ», а именно, оставшиеся стены старого храма, представляющие собой историко-архитектурную ценность.

В свое время, буддийский монастырь «Устуу-Хурээ» являлся одним из самых крупнейших в Сибири. После разрушения его зданий в 1937 г. храм был признан единственным архитектурным памятником на территории СССР, построенным по канонам тибетского храмового зодчества.

 

Скальное буддийское святилище VI-IX вв. н.э.  с изображением буддийского божества (Амитабха) со своими учениками и защитниками.

Автор: -

Местонахождение объекта: Чаа-Хольский район.

Год создания: VI-IX вв. н.э. 

Пригодность к показу – пригодно.

Состояние объекта – неудовлетворительное.

Автотранспортная доступность к памятнику - доступно.

Возможность для парковки автотранспорта – имеется.

Наличие указателей и туристской навигации в направлении следования до объекта – нет.

Возможность добраться общественным транспортом – нет.

Доступ для людей с ограниченными возможностями – нет.

Исторические сведения: Уникальный памятник буддийской культуры – буддийская часовня в виде ниши высеченная в скале Суме у устья реки Чаа-Холь в Чаа-Хольском районе – является объектом культурного наследия регионального значения.

На горе Суме-Бели Чаа-Хольского района Республики Тыва, в скальном святилище изображен Будда Амитабха в окружении бодхисатв Авалокитешвары слева и Махастхамапрапты справа (как собственно и называли жители самого Чаа-Холя). У входа в нишу некогда были изображены два локапалы. Справа от Амитабхи было изображение локапалы Вирудхаки – защитника южных небес, а слева локапалы Вирупаксы – защитника западных небес. Они были изображены в раннекитайском стиле, который наиболее характерен для скульптуры грота Майцзишань. Фигуры изображались в угрожающей позе с поднятой рукой и сжатым кулаком; лица в гневном состоянии; волосы собраны пучком на макушке; одежда состоит из набедренной повязки.

Однако, учитывая то обстоятельство, что буддийская ниша в результате многолетнего воздействия воды практически не сохранила свой первоначальный вид, однозначно и достоверно персонифицировать изображение буддийского божества и его окружения представляется весьма сложным. Для этого требуется дальнейшее более детальное ее изучение.

 

Курганный могильник Аржан-1, Аржан-2 (Долина царей)

Автор: -

Местонахождение объекта: Пий-Хемский район.

Год создания: VII-III вв. до н.э.

Пригодность к показу – пригодно.

Состояние объекта – удовлетворительное.

Автотранспортная доступность к памятнику - доступно.

Возможность для парковки автотранспорта – имеется.

Наличие указателей и туристской навигации в направлении следования до объекта – нет.

Возможность добраться общественным транспортом – имеется.

Доступ для людей с ограниченными возможностями – нет.

Исторические сведения: первые раскопки начались в начале XX века, и возобновились в начале 70-х годов.

Курган Аржаан-1 исследован археологической экспедицией в 1971-1974 гг. Он  возвышался  над местностью огромной каменной насыпью высотой 5м и диаметром 120 метров. При раскопках  обнаружены скелеты лошадей, очень много оружия и других предметов, сделанных в скифском зверином стиле.

В 2001 году начались раскопки кургана Аржаан -2. При раскопках обнаружена не разграбленная могила «царя» и «царицы» с большим количеством золотых изделий, общим весом 20 кг. Все найденные предметы свидетельствуют о расцвете скифской культуры.

Курган Аржаан-2 стал крупнейшей археологической сенсацией последнего десятилетия.

Настоящим прорывом послужили раскопки кургана Аржаан-2, в ходе которых российско-германской археологической экспедиции под руководством российских специалистов Константина Чугунова, Анатолия Наглера, а также нынешнего президента Фонда "Прусское культурное наследие" Германа Парценгера удалось обнаружить нетронутую гробницу скифских правителей.

«Аржаан-2» оказался не богатым, а вернее – самым богатым курганом. Это было захоронение скифских царей (мужчины и женщины). Похороненные цари были упокоены с большим количеством вещей, сделанных из золота - их общий вес составил более 50 кг, из них 20 кг составили украшения. Только одна из золотых 30-сантиметровых женских шпилек (золотая фигура оленя на расчёске) была оценена примерно в 2 миллиона долларов, историческая же ценность всей коллекции не поддаётся никакому денежному выражению. За 2001—2003 годы в кургане «Аржаан-2» было найдено около 11 тыс. различных предметов. Ценности стали свидетельством наличия у населения  раннескифского времени Тувы ювелирного мастерства высочайшего уровня. Только золотых изделий было найдено 20 кг. Раскопки  Аржаана-2  финансировал  Институт  археологии  Германии. Научным  заведением  было выделено на раскопки 35 тысяч немецких марок. Директор евро-азиатского отдела этого института Герман Парценгер, который работал во многих странах Азии и свободно владеет семью языками.

Могила скифских «царя» и «царицы» представляла собой двойной сруб три на три метра из прекрасно сохранившихся лиственниц. На дне камеры в согнутом положении, головами на юг, лежали два скелета. В нем обнаружено неслыханное: золотое кружево из маленьких литых бляшек, изображающих зверей, покрывающее останки царя и царицы. Их головные уборы были украшены золотыми пластинами в виде лошадей, оленей, барсов. Перед лицами покойных были уложены бронзовые зеркала. Одежда истлела. Кости и пол рядом с захороненными были усеяны золотыми изделиями. Брюки мужчины были унизаны золотым бисером. На ногах ниже колен – золотые пластины. Кафтан был украшен маленькими золотыми пантерами. На шее массивное золотое украшение. Рядом – проржавевшие наконечники стрел, золотой футляр для лука и стрел, железный меч, инкрустированный золотом.

Одежда женщины была украшена золотыми изделиями. Возле лодыжек и ступни – длинные золотые цепочки, можно предполагать, что золотом была украшена ее обувь. Возле головы – две длинные золотые шпильки. Головка одной из них украшена оленем с ветвистыми рогами, который представляет образец ювелирного искусства. Четко проработана даже «шерсть» животного. В области шеи и груди найдены серьги, многочисленные подвески и бусы из золота, бирюзы, сердолика и даже янтаря, которого нет в Туве. В углу камеры стояла ритуальная палочка из дерева, обвернутая листовым золотом. В другом углу – бронзовый сосуд с хорошо сохранившимися семенами неизвестного происхождения, напоминающие семена кориандра.

Все украшения были литыми, выполненными в скифском «зверином стиле»: олени, лошади, кабаны, пантеры.… Все созданы древними ювелирами высочайшего класса. Каждое из них можно назвать шедевром. Это привет нам от мастеров через 30 веков! А все вместе они прольют особый свет на скифскую культуру.

 

Древнеуйгурское городище Пор-Бажын – памятник федерального значения.

Автор: - 

Местонахождение объекта: Тере-Хольский район.

Год создания: VIII в. н.э.

Пригодность к показу – пригодно.

Состояние объекта – удовлетворительное.

Автотранспортная доступность к памятнику - труднодоступно.

Возможность для парковки автотранспорта – нет.

Наличие указателей и туристской навигации в направлении следования до объекта – нет.

Возможность добраться общественным транспортом – нет.

Доступ для людей с ограниченными возможностями – нет.

Исторические сведения: средневековый памятник на острове в Тере-Хольском районе. Крепость имеет четкую внутреннюю планировку, которая включает центральное сооружение и систему дворов с небольшими постройками в центре по внутреннему периметру стен.

Общая площадь крепости – 3,3 гектара.

Крепость относительно хорошо сохранилась вследствие труднодоступного расположения и удаленности от транспортных маршрутов.

Крепость представляет собой правильный прямоугольник, сохранившиеся в некоторых местах стены достигают высоты 8 метров. В центре восточной стены располагаются ворота. Слева и справа от ворот с внешней стороны крепости стояли укрепленные башни.

Развалины крепости обнаружены в 1891 году сотрудником Минусинского музея Д.А. Клеменцом. В 1957-1963 гг. на остров была организована археологическая экспедиция, под руководством С.И. Вайнштейна.

Оригинальность – является одним из самых загадочных археологических памятников мира.