Тамбовский волк. Существует несколько версий происхождения этого сложившегося речевого оборота.
В древности большая часть современной Тамбовской области была покрыта непроходимыми лесами. Эти леса в избытке изобиловали разнообразной дичью и хищниками, водилось множество волчьих стай. В некоторые голодные годы, волки совершали нападения на поселенцев края.
Одной из причин широкого распространения выражения про тамбовского волка послужил былой масштаб Тамбовского края. Тамбовское наместничество, впоследствии губерния, занимало огромные территории южных окраин государства. В состав губернии входили современные Липецкая области, части Воронежской, Рязанской, Пензенской и Мордовии.
Некоторые из мордовских племён, населявших в древности тамбовские земли, поклонялись языческому богу в виде волка. Вполне вероятно, что данная традиция могла просуществовать вплоть до середины XIX века, когда окончательно была изжита христианством.
В старые времена, торговые пути, проходившие по тамбовской губернии, постоянно терроризировало множество скрывавшихся в густых лесах разбойничьих банд. Из-за своей невероятной жестокости этих разбойников было принято называть «Тамбовскими волками».
Тамбовский край всегда считался зоной рискованного земледелия. Периодически здесь случались страшные неурожаи и голод. Для того чтобы спастись, голодающим земледельцам ничего не оставалось кроме как идти в поисках пропитания в более хлебородные губернии. Именно эти пришлые бедолаги служили прототипом "тамбовского волка" в смысле побирушка, попрошайка.
Даже в сытые, урожайные годы множество разорившихся тамбовских крестьян были вынуждены заниматься попрошайничеством по всей губернии и далеко за её пределами. Для некоторых сбор милостыни становился настоящей профессией. Про таких говорили: «Волк рыщет, хлеба ищет».
В эпоху буржуазных экономических реформ наступивших после отмены крепостного права, множество обедневших безземельных тамбовских крестьян в поисках лучшей доли подавались на заработки в крупные города. Что бы хоть как-то закрепиться на новом месте тамбовским выходцам приходилось браться за самую тяжёлую работу при минимальной оплате. Местные работяги недовольные возникшей конкуренцией зачастую говорили про наших земляков: «Опять тамбовские волки понаехали, цены посбивали».
Во времена многочисленных в истории народных волнений и восстаний против власти, бунтующие крестьяне использовали против властей излюбленную партизанскую тактику – напасть и уйти в лес. За это их называли Тамбовскими волками.
Новое рождение выражение про Тамбовского волка получило во время Крестьянской войны вспыхнувшей в Тамбовской губернии в 20-х годах прошлого века. Именно так, из-за характерной тактики ведения партизанской войны, было принято называть различными коммунистическими деятелями, присланными для борьбы с восстанием, местных тамбовских крестьян.
В начале XIX века в Моршанском уезде Тамбовской губернии жил старец по имени Симеон. Этот старец во имя Христа совершал подвиг отшельничества. Лишь изредка появлялся блаженный Симеон в селениях по своим нуждам, и всегда за ним по пятам следовал приручённый волк. Местные жители считали, что Симеон обладает даром предвидения и даром общения с животными. Предполагают, что от блаженного Симеона и его волка пошло выражение «Волк тебе товарищ».
После основания крепости Тамбов, одним из наиболее многочисленных контингентов первопоселенцев, присланных властями для освоения новых необжитых земель, были преступники. А преступников в старину на Руси было принято называть волками.
В XVII-XVIII веках Тамбовские земли поставляли на многие российские рынки великолепные волчьи шкуры. В один из своих первых визитов английскими купцами, приглашёнными Петром I для торговли в Россию, была закуплена партия огромных волчьих шкур тамбовского происхождения. По возвращении на родину купцы в числе прочих товаров закупленных в России представили своему королю и шкуры волков. Король был настолько восхищён их качеством, что немедля дал распоряжение купцам закупить волчьих шкур для снаряжения обмундированием одного из полков своей личной гвардии. Уже в следующий свой визит в Россию английские купцы ходили по столичным торговым рядам и спрашивали: «Тамбовский волк? Тамбовский волк?».
За долгие годы тяжёлой и кровопролитной борьбы с кочевниками, наши предки заметили интересную особенность: лошади, составлявшие главную ударную силу в армиях степняков, боялись волчьего запаха. Эта лошадиная особенность умело использовалась защитниками Тамбовских твердыней. Тамбовские воины выходили в бой против татарских и ногайских орд, предварительно надев поверх доспехов свежие или невыделанные волчьи шкуры. Татарские лошади чуяли волчий запах и инстинктивно стремились повернуть назад.
Рассказывают, что однажды в очень студёную зимнюю пору, тамбовщину посетила весьма высокопоставленная персона российского императорского дворца. Искомая персона немало страдала в путешествии от холода и местные верноподданные преподнесли ей в дар огромную роскошную шубу из волчьих шкур. Персона была весьма довольна даром и произнесла по этому случаю каламбур про тамбовского волка, который стал товарищем.
Широкую всесоюзную известность выражение про Тамбовского волка получило после сошедшей в 1955 году с экранов кинотеатров киноленты «Дело Румянцева». В этой киноленте прозвучала ставшая крылатой фраза – «Тамбовский волк тебе товарищ!». Эта фраза была сказана сотрудником милиции в ответ на обращение артиста Алексея Баталова сыгравшего в картине роль шофёра.
В Тамбове установлено несколько памятник Тамбовскому волку. В настоящее время известна деревянная скульптура Волка, установленная в 2008 году рядом с трассой при въезде в город со стороны Пензы. Один из первых вариантов памятника Тамбовскому волку был установлен в Тамбове в 2004 году и представлял собой аллегорический образ мифического крылатого волка. Памятник вызвал неоднозначную реакцию и в скором времени был демонтирован.
В 2004 – 2006 гг. в Тамбове функционировал Музей Тамбовского волка. В его экспозициях было представлено более 200-х экспонатов научного исторического и художественного характера тематически связанных с образом Тамбовского волка. Музейные предметы были уничтожены пожаром в 2006 году во время выезда музея в г. Брянск. С того момента Музей Тамбовского волка прекратил своё существование.
В настоящее время «Тамбовский волк» зарегистрирован в качестве товарного знака для множества образцов продукции выпускаемой тамбовскими предприятиями пищевой промышленности и промышленности товаров народного потребления.
Выражению про Тамбовского волка удалось полностью избавиться от всякого негативного или уничижительного оттенка. Сейчас Тамбовским волком принято называть уроженцев Тамбовщины хватких в делах, смелых и рассудительных в поступках под стать своему прототипу.
Ахлябиновская роща (по-новому «Южный парк», один из старейших парков Тамбова). Бывшее имение Ахлябининых (в другом написании, Ахлебининых) располагалось на берегу большого озера, в котором, по слухам, водились русалки — крепостные девушки, которые бросались в его воды, не выдержав жестоких господских мучений. Легенда настолько укоренилась в сознании местных жителей, что из-за неё усадьба пришла в запустение. Никто не хотел селиться там, где призраки несчастных крестьян бродят в ночи по зелёным аллеям. Постепенно ветшали и рушились постройки, озеро обмелело, от него остался лишь небольшой ручей.
Согласно легенде, река Цна, на которой стоит города Тамбов, когда-то была красивой девушкой, которая умела исцелять людей. Прекрасная волшебница спасает отважного юношу Сампора и становится его женой. Но счастье длится не долго. Несмотря на предупреждения супруги, Сампор предает свой народ, а Цна с горя льёт слезы и в конце концов превращается в реку. Поняв свою ошибку и желая соединиться с любимой, юноша бросается в её воды. С тех времен место, где жил юноша, стали называть его именем, и возник посёлок Сампур (исток реки Цны).
Озеро Чистое является загадкой Тамбовской области. Появилось оно приблизительно в начале XX века. По сведениям местных жителей в середине XX века вода из озера полностью исчезла, но через год котловина снова была полна. В 60-е года уровень воды в озере резко упал, а в 80-е повысился с необычной скоростью. Это явления пытаются связать с засухами, но окончательно этот факт не установлен. В окрестностях озера природа блещет своим разнообразием. Дубравами, березняками и сосновыми борами поросли песчаные всхомления. животный мир вдоль озера также разнообразен, как и растительный.
Святовское озеро – легендарное озеро, имеющее, возможно, метеоритное происхождение, в Тамбовской области. Издревне ходили легенды о бездонности озера, о его смертельной опасности. До сих пор рассказывают и «традиционную» для русских просторов легенду об утонувшей в озере церкви (якобы, раньше «из-под воды иногда слышен звон колоколов»).