Близость к столице во многом определила судьбу Тульского края. Без ратных тульских страниц не понять истории России. Не осознать ее и без культурно-исторических тульских гнездовий, без ее чародеев – умельцев, оружейников, подвижников, строителей и украшателей земли тульской. Тульскому краю была суждена тяжкая, но и почетная роль стать щитом и арсеналом Российского государства. Тульская область расположена на земле, исстари граничившей с «Диким полем», местами обитания сменявших друг друга кочевых народов - хазар, печенегов, половцев, татаро-монголов и, наконец, многие годы тревоживших набегами Русь крымских татар. Вначале древние границы Руси шли по Оке, затем рубежи отодвигались все дальше на юг, осваивались новые земли, строились новые города-крепости.
Тульский край с незапамятных времен был заселен славянскими племенами вятичей. Свободолюбивые, непокорные хлебопашцы строили городища, занимались земледелием, охотой, отражая набеги степных кочевников. В конце Х в. вятичи становятся данниками киевских князей, а с 1054 г. входят в состав Черниговского княжества. В ХIII в. эта окраинная часть черниговских владений перешла к Рязанскому княжеству, а после образования Московского княжества и по мере его усиления земли современной Тульской области постепенно присоединились к нему.
Сердца туляков всегда бились в унисон с Отечеством, особенно в годы исторических испытаний…
В 1380 году на современной территории Тульской области – на поле Куликовом - было остановлено самое крупное нашествие татар на поднимавшуюся Московскую Русь. Здесь произошла историческая Куликовская битва, положившая начало освобождению русских земель от ордынского ига. А поле битвы стало Первым ратным полем России. Отсюда началось возрождение и становление государства Российского. Выдающийся историк Ключевский признал: «Московское государство родилось на Куликовом поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты».
В XIV-XVII веках тульские земли были приграничной, оборонительной зоной, а возникшие в то время городки Дедославль, Алексин, Белев, Одоев, Крапивна, Венев, Епифань, Ефремов, Лихвин и Тула вместе с мощной лесозасечной чертой составляли хорошо укрепленный по тем временам пояс вооруженной защиты центра молодого государства.
Когда границы Московского государства от Оки сместились к югу, Тула оказалась во главе крепостей пограничной линии, проходившей по реке Упе. Для упрочнения опасного рубежа в 1521-1566 гг. был осуществлен крупнейший военно-инженерный проект – сооружена Большая засечная черта. Центральный узел обороны – каменный Тульский кремль, возведенный в 1507-1521 гг., замкнул древний Муравский шлях, по которому ходили на Русь крымские татары и ногайцы.
Засечная полоса останавливала или значительно задерживала продвижение главной вражеской силы – конницы. Военные гарнизоны городов-крепостей Тулы, Дедилова, Белева, Одоева, Венева, Алексина, Крапивны, Епифани, Лихвина принимали на себя первые удары захватчиков. Москва, избавленная от частых разорений, накапливала силы.
Под защитой Большой засечной черты и крепостных гарнизонов в опустевшем крае вновь стали силиться люди. Сотни деревень и сел Тульской области ведут свою историю с той поры. Воеводы и другие командиры за верную службу царю получали в награду поместья на присоединенных в Москве землях. Так образовывались родовые гнезда в селениях близ Большой засечной черты, из которой вышли знаменитые русские люди: писатель Л.Н. Толстой, историк и публицист В.А. Левшин, мореплаватель А.И. Чириков, герой Бородинского сражения Н.Н. Раевский, полярный исследователь С.И. Челюскин, поэт В.А. Жуковский, династии государственных деятелей Арсеньевых, Голицыных, Лобановых-Ростовских и др.
В XVII в. край стал активно осваиваться и развиваться, продолжая вносить свою лепту в непрерывный исторический процесс. В 1607 г. в Тульском кремле оборонялись от царского войска Василия Шуйского восставшие крестьяне во главе с Иваном Болотниковым.
В 1637 году на тульской земле возникли первые в России железоделательные заводы. В 1696 году тульский кузнец Никита Демидов у устья Тулицы построил две домны и молотовые мастерские. Таким образом, в Туле стало развиваться кузнечное дело, город стал одним из центров русской металлургии и металлообработки.
В 1712 году по Указу Петра I в Туле был основан первый государственный оружейный завод, снабжавший русскую армию первоклассным оружием. В кузнечных слободах и оружейных мастерских выросли удивительные умельцы, о мастерстве которых слагались легенды.
В 1777 году Указом императрицы Екатерины II была образована Тульская губерния в составе 12 уездов. Тула стала губернским городом.
На протяжении всей своей истории, которая ведет отсчет с 1146 года, Тула всегда была городом-стражем. С XVIII века в Туле получают развитие производства самоваров, пряников, гармоник, замочно-скобяных изделий. Постепенно Тула оружейная становится основным центром производства самоваров в России. На всю страну стали известны фамилии фабрикантов Лисициных, Лялиных, Баташовых, Сомовых, Соколовых, а душистые тульские пряники популярны и являются визитной карточкой города до сих пор.
Судьба города-война оказала заметное воздействие и на его экономическое развитие. Чтобы защищаться, нужно было хорошее оружие, и туляки издавна ковали его. Утратив положение крепости, Тула, тем не менее, надолго осталась арсеналом Родины. До наших дней дошли названия улиц, отражающие специализацию местных мастеров, например, Дульная, Ствольная, Курковая, Штыковая, Пороховая, Арсенальная и другие.
Яркой страницей в истории Великой Отечественной войны является оборона Тулы.
Немецкое командование осенью 1941 года стремительно продвигало свои армии к Москве, пользуясь внезапностью нападения. Уже в начале октября, всего через 3 месяца после вторжения, враг подошел совсем близко, рассчитывая до зимних холодов взять столицу нашей Родины.
Справедливо полагая, что с Запада столица защищена лучше, немцы бросили свои танковые армии в обход, намереваясь быстро обойти город с севера и юга, взяв его в «клещи». С юга шла 2-ая танковая армия в составе группы армии «Центр» под командованием участника захвата Польши и Франции, генерал-полковника Хайнца Гудериана, теоретика танковых прорывов и опытнейшего командира, воевавшего еще в первую мировую. 3 октября был взят Орел, 11 октября после ожесточенных боев был оставлен Мценск.
По плану Гудериана на захват Тулы требовались считанные дни. Однако враг жестоко просчитался.
16 октября 1941 года в здании нынешнего Концертного зала состоялось собрание партийного актива Тулы. В принятой резолюции говорилось: «Над Тулой нависла угроза нападения. Злобный и коварный враг пытается захватить Тулу, разрушить наши заводы, наши дома, отнять все то, что завоевано нами, залить кровью невинных жертв, обратить в рабство тысячи людей. Этому не бывать! Тула, город славных оружейников, не будет в грязных лапах немецко-фашистских бандитов… Каждая улица, каждый дом станут могилой для гитлеровских псов. Пусть они еще раз почувствуют силу и мощь трудящихся социалистической Отчизны. Не отдадим Тулу врагу!»
И клятву сдержали. 45 дней обороны Тулы для мировой истории – мгновение, для истории страны – яркая героическая страница, для памяти людей – никогда не заживающая рана.
В ходе ожесточенных боев сломить оборону города с ходу не удалось. Туляки самоотверженно оборонялись, поджигая танки и уничтожая пехоту. Жестокие бои велись за каждый поселок, за каждую деревню. Населенные пункты переходили из рук в руки. Несколько раз враг прорывался на линию автодороги Москва – Тула. Только за период с 30 октября по 14 ноября немецкие войска потеряли на подступах к Туле 25 самолетов, более 100 танков и свыше 6 тысяч солдат и офицеров.
Массовый героизм проявляли не только защитники города. Во всех районах Тульской области жители помогали бойцам: прятали раненых, делились продуктами и теплыми вещами, сообщали ценные сведения о расположении и численности вражеских частей.
В городе Ефремове Тульской области семья Горшковых подобрала оставшихся без ухода и медицинской помощи 52 раненых бойца и 45 суток, пока город не освободили части Красной Армии, ухаживала за ранеными тайком по ночам. Родители варили для бойцов еду, специально зарезав для них единственную корову-кормилицу, а двое детей: 12-летний Володя и 14-летний Слава, под покровом ночи пробирались в сарай, кормили и перевязывали раненых, порвав на бинты все имеющееся в доме постельное белье и полотенца. Все 52 красноармейца остались живы, а члены семьи Горшковых были награждены орденами и медалями «За боевые заслуги».
Самому юному герою-туляку, уроженцу села Бехово Заокского района, Володе Кузьмину, было 10 лет. Мальчик бегал к нашим солдатам в окопы, носил постовым кипяток. Когда осенью 1941 года к усадьбе-заповеднику В.Д. Поленова подошли фашисты, надо было выбить врага с того берега реки. Молоденький лейтенант, собираясь в разведку, не мог найти лодку для переправы. Володя, который вырос на берегах Оки, знал, где можно добыть лодку. Лейтенант согласился взять смышленого пацана на тот берег, чтобы незаметно подобраться к врагу. Немцы заметили лодку и открыли шквальный огонь. Вечером красноармейцы принесли Володю домой на руках. На территории музея сегодня лежит большой камень – памятник павшим. Изготовил этот памятник местный слесарь Федор Коржуков. На нем изображен орден Отечественной войны и выбиты строки: «Здесь был остановлен враг. Ноябрь – декабрь 1941 года». Рядом высечены фамилии героев, погибших от фашистской пули. Среди них - фамилия 10-летнего героя Володи.
Тяжелое испытание выпало и на долю священной для туляков земли – Ясной Поляны. Хмурое утро 14 декабря 1941 года. Горело всё: Яснополянская больница, школа, лесничество, дом отдыха. Неприятель добрался и до музея. Мужчины, женщины, дети со слезами на глазах умоляли немцев пощадить сокровище – дом всемирно известного писателя. Но они лишь рассмеялись в лицо, а офицер заявил, что скоро всё взлетит на воздух. Огонь лизал окна и двери, пол и потолок усадьбы, жадно пожирая всё на своём пути. Но русские никогда не сдаются! Выбиваясь из сил, люди носили воду из колодца. И огонь начал медленно отступать. Дом Л.Н. Толстого был спасен.
Но враг на этом не остановился. Немцы теперь намеренно разрушали и оскверняли святое для национальной культуры место. У могилы великого писателя они устроили фашистское кладбище, а комната под сводами превратилась в казарму. Все было поломано, побито, как будто после урагана. Пережив эти трагические дни, уже 24 мая 1942 года был вновь открыт для посетителей музей великого русского писателя Л.Н. Толстого, чье имя неразрывно связывается с идеей свободы, любви к Отечеству и неприятием человеконенавистнических идей.
Существенную помощь войскам Красной Армии в период разгрома немецких войск под Москвой оказали тульские партизаны. В тылу врага действовало свыще 100 партизанских отрядов. О деятельности партизанского отряда «Передовой» и подвиге юного героя Саши Чекалина, которому в феврале 1942 года посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза, рассказывает сегодня экспозиция Дома-музея в с.Песковатское Суворовского района Тульской области.
Худенький, бледный мальчик, в оборванной одежде, с синяками и ссадинами на лице, был выведен из немецкой комендатуры, находившейся неподалеку от площади. Когда юного партизана, босого, вели на площадь, на дороге оставались кровавые следы. Никто из собравшихся на площади не знал, кто этот юноша. Видеть его, старавшегося с гордым видом смотреть в лицо смерти, как вспоминают очевидцы, было больно. Его повели к виселице, на грудь повесили табличку, на которой было написано что-то вроде «Так будет со всеми партизанами…» Тело Саши с виселицы не разрешали убирать несколько дней. И за эти дни история 16-летнего паренька из с. Песковатское стала известна всем. Это имя нашего земляка потом стало легендой. Им стали называть улицы, площади, пионерские дружины. В 1944 году на карте области появился город, носящий его имя. О таких, как Саша, поэт сказал: «Такие молча входят в пекло схватки и молча совершают чудеса».
За годы войны жители Тулы и области собрали средства на строительство эскадрильи самолетов им. Героя Советского Союза Александра Чекалина, танковой колонны «Тульский колхозник». К началу 1943 года на подобные цели было собрано 46,5 млн. рублей. Тульское православное духовенство и верующие приняли активное участие в сборе средств на строительство танковой колонны «Дмитрий Донской». Совсем недавно, 7 марта с.г. в п. Горелки города Тулы состоялась торжественная церемония открытия закладного камня, на месте которого к 70-летию Победы будет установлен памятник – копия танка «Дмитрий Донской».
Проявляя отвагу и мужество, сражались туляки на фронтах Великой Отечественной войны. Более 260 из них были удостоены высшей награды Родины – звания Героя Советского Союза.
Мы гордимся тем, что именно под Тулой впервые немцы получили урок от соперников, тех, кого хотели завоевать наскоком. «Страшный холод, жалкие условия расквартирования, недостаток в обмундировании, тяжелые потери в личном составе и материальной части… все это превращает руководство боевыми операциями в сплошное мучение… Все жертвы и усилия наших доблестных войск оказались напрасными. Мы потерпели поражение», – признавался Гудериан в своей книге «Воспоминания солдата». В суровой схватке с врагом одержали победу русский характер и патриотизм!
За мужество и стойкость, проявленные защитниками Тулы при героической обороне города, сыгравшей важную роль в разгроме немецко-фашистских войск под Москвой, в декабре 1976 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Туле присвоено почетное звание «Город – герой».
Эти и многие другие исторические события нашли свое отражение на тульской земле в памятниках старины, мемориальных сооружениях, музейных реликвиях. Это и древние городища, остатки оборонительных сооружений засечной черты, и архитектура древних русских городов, церквей, старинных усадеб, садово-парковые комплексы. Под охраной государства находятся свыше 3752 памятника истории и культуры.
Бережно сохраняют свое историческое и культурное наследие города, районы, поселки и села Тульского края. В Алексине помнят Чехова, Пашенную. В Дворяниново и Савино – Болотова и Руднева. Ясногорск хранит память о Мусоргском. Белев – о Жуковском, Киреевских, Бурцове, Гиппиус. Арсеньевцам дороги имена Даргомыжского, Челюскина, Достоевского, Брауна. Ефремов чтит Мясищева, Бунина, Яблочкова, Н. Успенского. Одоеву дороги Шренк, В. Успенский, Полетаев. Кимовск, как и Епифань, помнят о Щусеве, Ванине, Раевских. Венев – о князе Шаховском, Баженове, Ушакове, Кившенко, Сенявине, Лихачеве. Заокск – Поленове. Богородицк – о Бобринском, Старове, Болотове, Стебуте. Узловчане – о Максимове, Воскресенской. Плавск верен памяти Сухово-Кобылина, Сафонова. Щекинцы гордятся Толстым, Тальковым. В Черни поминают Тургенева, Дельвига.