1. Собор Св. Петра и Павла (1894 г.)
Наименование объекта:
Собор Св. Петра и Павла (1894 г.);
Адрес объекта:
Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Ного д. 8;
Ведомственная принадлежность:
Региональная собственность;
Пригодность к показу:
Объект пригоден к туристическому показу;
Автотранспортная доступность:
В исторической черте города Салехарда;
Возможности для парковки автотранспорта (экскурсионных автобусов и личных автомашин):
Возможности для парковки автотранспорта, в том числе для экскурсионных автобусов и личных автомашин существуют;
Наличие указателей и туристской навигации в направлении следования до объекта:
Указатель туристской навигации в направлении следования до объекта культурного наследия установлен;
Возможность добраться общественным транспортом:
До объекта культурного наследия следует рейсовый городской автобус и маршрутное такси;
Доступ для людей с ограниченными возможностями:
Объект пандусом не оборудован;
Оценка исторических событий, историко-художественных достоинств объекта; известности архитектора; времени создания и подлинности объекта; использования объекта в экскурсиях и его аутентичности оригинальности:
Объект культурного наследия регионального значения памятник «Собор Св. Петра и Павла (1894 г.)» является первым каменным храмом на Ямале, показательным образцом культового сооружения конца XIX в., созданным на основе творческого претворения типового проекта и представляет особый интерес с точки зрения конструктивных и инженерных решений при строительстве зданий в условиях вечной мерзлоты.
Одноэтажное здание храма с тремя приделами по бокам расположено в исторической части города Салехарда на пересечении улиц Свердлова и Ного, выходит на прихрамовую площадь с автобусной остановкой и является важной исторической доминантой окружающего ландшафта.
Церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла (Петропавловская церковь) в юго-западной части Обдорска (ныне города Салехарда) была построена по проекту тобольского епархиального архитектора Богдана (Готлиба) Богдановича Цинке за четырёхлетний период (1890-1894 гг.). Архитектура церкви, основанная на элементах русско-византийского стиля, популярного в культовом зодчестве второй половины XIX века, в процессе строительства была упрощена в объемно-пространственном и стилистическом решении.
План здания представляет собой прямоугольную схему с двухчастным основным членением структуры: собственно храм и притвор. Ядром церкви является четырехстолпный четверик храма с двумя придельными равновеликими компартиментами, завершенный шатровым световым восьмериком, который опирается на внутренние опоры и подпружные арки. С востока к храму примыкают три граненые апсиды (две боковые пониженные – придельные). С запада композицию завершает стройная ярусная шатровая колокольня «восьмерик на четверике». Объемы главной западной паперти и двух боковых (южной и северной) дополняют пространственную композицию здания.
Памятник архитектуры «Собор Св. Петра и Павла (1894 г.)» - первый каменный храм на Ямале, возведенный на вечной мерзлоте - безусловно, формирует архитектурный образ старой части Салехарда, являясь важной исторической доминантой окружающего ландшафта города.
2. Часовня, район левобережье реки Ярудей (1901 г.)
Наименование объекта:
Часовня, район левобережье реки Ярудей (1901 г.);
Адрес объекта:
Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Надым, ул. Парковый проезд, д. 5 (территория Свято-Никольского храма);
Ведомственная принадлежность:
Отсутствует;
Пригодность к показу:
Объект пригоден к туристическому показу;
Автотранспортная доступность:
В черте города Надым;
Возможности для парковки автотранспорта (экскурсионных автобусов и личных автомашин):
Возможности для парковки автотранспорта, в том числе для экскурсионных автобусов и личных автомашин существуют;
Наличие указателей и туристской навигации в направлении следования до объекта:
Указатель туристской навигации в направлении следования до объекта культурного наследия отсутствует;
Возможность добраться общественным транспортом:
До объекта культурного наследия следует рейсовый городской автобус и маршрутное такси;
доступ для людей с ограниченными возможностями: объект пандусом не оборудован;
Оценка исторических событий, историко-художественных достоинств объекта; известности архитектора; времени создания и подлинности объекта; использования объекта в экскурсиях и его аутентичности оригинальности:
Объект культурного наследия регионального значения «Часовня, район левобережья реки Ярудей, 1901 г.» служит одним из материальных свидетельств миссионерской деятельности в среде кочевого коренного населения на Крайнем Севере Западной Сибири, а также самым старым деревянным православным сооружением на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Данный объект многим ненцам-кочевникам был давно известен под названием «хэхэ мя» («священный чум»). По свидетельствам некоторых аборигенов-старожилов, здесь крестили детей и более того, периодически рядом с православной часовней устраивались традиционные обряды жертвоприношения.
Часовня по внешнему облику относится к простейшей разновидности культовой постройки клетского типа, отличается традиционной техникой строительства. Она представляет собой невысокий квадратный в плане сруб размером около 2,4 Х 2,4 м, сложенный из нетолстых брёвен хвойных пород и проложенный мхом. Поставленная прямо на землю постройка крыта двускатной жердевой крышей, скрепленной коньком и покрытой тесом. Единая монолитная масса сруба соединяется с кровлей через рубленые фронтоны, которые являются непосредственным продолжением стены по коротким сторонам, с постепенным уменьшением бревен с двух сторон. Конструктивное устройство такой кровли в северной постройке обнаруживает свои местные черты. В южной и северной стенах часовни имеются небольшие окна в колодах, с западной стороны – низкий проём двери. Потолочное перекрытие представляет собой деревянный дощатый настил. Доски пола настелены по лагам, которые уложены прямо на грунт.
Над оконным проёмом в северной стене прибита доска, закрывающая щель между срубом и оконной коробкой, на которой имеются две надписи: первая сделана карандашом «1906 году февраля 12 дня был в часовне священник Н.Карпов с толмачом Г.Кудриным», другая вырезана ножом» 1912 г. 3 ноября иеромонах Никон был».
У восточной стены сохранился главный достопримечательный объект интерьера, ради которого и была возведена часовня – пень от "крестного" кедра диаметром 20 см и высотой 44 см от пола.
В конце ХIХ века в среде православного духовенства активно обсуждалась необходимость устройства новых миссионерских станов на Севере Тобольской губернии. В 1894 году профессором богословия Императорского Казанского университета Аркадием Ивановичем Якобием была проведена большая экспедиция по территории, относящейся в настоящее время к Надымскому району Ямало-Ненецкого автономного округа. С этой экспедиции, собственно говоря, и начиналась история часовни – именно тогда на случайно найденном кедре с каповым образованием в виде креста внутри А.И.Якобием был водружен крест как знамя будущего миссионерского стана на реке Ярудей. Однако 9 сентября 1898 года Тобольский комитет Православного миссионерского общества постановил считать вопрос решенным в пользу селения Хэ, оставив без внимания доводы ученого богослова, упорно настаивавшего об устройстве стана именно в Надымской местности. На страницах «Тобольских епархиальных ведомостей» в 1915 году сообщалось буквально следующее: «…часовня была устроена отцом игуменом Иринархом и профессором Якобием на том месте, где случайно нашли кедр с природным крестом внутри. Тот кедр был вывезен в Санкт-Петербург, а пень и теперь сохраняется посреди часовни. На этом месте они предполагали открыть и миссионерский стан, но по практическим соображениям оказалось более удобным быть стану в селе Хэ».
Отец игумен Иринарх (в миру Иван Семёнович Шемановский), являвшийся для приезжающих в Обдорск (ныне город Салехард) учёных и путешественников первоначальным источником сведений о Крайнем Севере и имевший бесценный опыт общения с его аборигенным населением, был настоятелем Обдорской православной миссии, то есть главным священником на территории всего Ямальского Севера. Являясь активным сторонником места выбора А.И.Якобия под новый миссионерский стан, в своих "Записках миссионера" он сообщал: "Надымская часовня, освященная в честь святых покровителей Обдорского края и Миссии святителей Николая Мирликийского и Гурия Казанского, была выстроена настоятелем миссии, иеромонахом Иринархом согласно разрешения Тобольской духовной консистории от 22 февраля 1901 г. за № 2469 на собственные средства его в 1901 году и освящена 11 декабря того же года". Таким образом, несмотря на решение властей духовенства устроить новый стан в селе Хэ, строительство часовни на р. Левый Ярудей стало результатом упорства самого настоятеля Обдорской миссии иеромонаха Иринарха. Свое стремление освятить именно это место он подкрепил собственными средствами и оригинальным архитектурным решением, возведя часовню над тем самым Якобиевским кедровым пеньком.
Особенности облика часовни указывают на то, что строилась она в традициях народного зодчества без привлечения типовых проектов, столь широко внедрявшихся в это время в Тобольской губернии и использовавших формы стилевой архитектуры. Простая по конструкции, функционально оправданная и без особых претензий на высокие художественные достоинства, деревянная часовня обладает ценностным характером архитектурного памятника, созданного на основе форм и приемов русского зодчества и перенявшего в некоторых деталях местные черты.
Деревянная часовня представляет несомненную архитектурную ценность, так как формирование русского зодчества в северных землях Западной Сибири проходило в несколько иных условиях, чем в южных районах Тюменской области. Окраинное положение, удаленность территории способствовали консервации и сохранению в быту русских сибиряков древних традиций. Связь и взаимодействие с местным коренным населением здесь были более тесными. Все это в совокупности с северными условиями сформировало достаточно своеобразный облик русской культуры, повлиявший на специфику северо-западной ветви сибирского зодчества, определивший в том числе и особый суровый характер маленькой надымской часовни.
Помимо архитектурной ценности здание имеет несомненное историко-мемориальное значение. Часовня является памятником истории становления православия на Ямальской земле. Ее строительство связано с именем отца игумена Иринарха, настоятеля Обдорской православной миссии, известного под мирским именем как Иван Семенович Шемановский – незаурядной личности, миссионера-исследователя. За годы жизни в Обдорске им опубликовано более 50 статей об условиях работы в Обдорской миссии, об инородцах Тобольского Севера, изданы две книги – «История Обдорской духовной миссии 1854 – 1904 гг.» и «Каталог книг церковной миссионерской библиотеки Обдорского миссионерского братства во имя святого Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского чудотворца». Благодаря трудам Шемановского в Обдорске были открыты инородческий пансион и миссионерская школа, основаны библиотека и первый на Ямале музей.
Таким образом, ценностные архитектурно-типологические, исторические качества объекта культурного наследия регионального значения «Часовня, район левобережья реки Ярудей, 1901 г.» обуславливают высокую степень его историко-культурного значения для ямальского региона.
Перечень религиозных объектов Ямало-Ненецкого автономного округа:
№ п\п |
Название |
Настоятель |
Возможность посещения туристами/ паломниками |
Контакты (тел., e-mail) |
1. |
Храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла |
Протоиерей Алексий Мартынов |
Есть |
г. Салехард, ул. Ного, 8, 8 (34922) 4-04-30 |
2. |
Храм в честь Блаженной Ксении Петербуржской |
Иерей Иоанн Шишлянников |
Есть |
с. Яр-Сале, ул. Мира, 11, 8 (34996) 3-00-40 |
3. |
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы |
Иерей Максим Кузнецов |
Есть |
п. Харп |
4. |
Храм в честь великомученника Георгия Победоносца |
Иерей Богдан Василюк |
Есть |
г. Лабытнанги, 8(34992) 2-11-19 |
5. |
Храм в честь князя Александра Невского |
|
Есть |
|
6. |
Храм в честь преподобного Серафима Саровского |
Протоиерей Олег Нелин |
Есть |
г. Новый Уренгой, 8 (3494) 25-92-04 |
7. |
Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы |
Иерей Андрей Кряклин |
Есть |
Коротчаево, 8(3494) 26-44-45 |
8. |
Храм в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийского |
Протоиерей Алексей Падылин |
Есть |
г. Тарко-Сале, 8 (34997) 2-22-16 |
9. |
Храм в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийского |
Протоиерей Валерий Колесников |
Есть |
г. Губкинский, 8 (34936) 5-33-40 |
10. |
Храм в честь Преображения Господня |
Протоиерей Алексей Бачков |
Есть |
г. Муравленко, 8 (34938) 2-66-10 |
11. |
Храм Архистратига Божия Михаила |
Протоиерей Роман Маркелов |
Есть |
г. Ноябрьск, 8 (3496) 32-38-15 |
12. |
Храм в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийского |
Протоиерей Артемий Почекутов |
Есть |
г. Надым, 8 (34995) 3-04-32 |
13. |
Храм в честь Архистратига Божия Михаила |
Иерей Александр Родин |
Есть |
п. Мужи, 8 (34994) 2-11-21 |