Легенда о происхождении Оби

Своенравная и норовистая горная красавица Катунь не могла полюбить посватовшегося к ней старого, властного и чванливого князя по имени Бий. Она бросилась со скалы, но не погибла, не умерла, а превратилась в стремительно - красивую реку. Катунь мчалась от преследовавшего её старика, яростно пробиваясь сквозь камни и горы, путала следы, пряталась в ущельях, виляла в сторону, и только при выходе из гор, в предгорной степи, где уже невозможно скрыться, и властный настиг её. И родилась Обь.

И так от слияния Бии и Катуни у подножия Алтайских гор и рождается могучая река Обь.

 

Легенда о великих реках Обь и Иртыш

Много добра у старика Алтая: серебро, золото, медь, железо валом навалены в его закромах да подполах.

День и ночь стерегут стариково добро зубастые утесы. День и ночь глядят во все стороны ели да кедры: не подобрался бы вор к закромам да подполам.

Старик Алтай все сокрушался, как бы не проведал кто, где хранится его добро. Жаловался своему соседу Тянь-Шаню:

"Кабы сын у меня был помощник, устерег бы тогда я свое добро от людского ока".

И вот сбылось желание старика. Родила ему жена Ледяница сына. Малой каплей вынырнул он из каменной щели в котловине и давай, давай расти, не по дням, а по часам. Да таким молодцем-богатырем обернулся, любо-дорого посмотреть. Сила в нем так и играет, так и кипит.

Тесно стало молодцу Иртышу в затишном отцовском гнезде. Всю котловину изрыл он вдоль и поперек. И прозвали его за это землероем-Иртышом.

"Уйми ты своего молодца. Житья не стало. Что ни день, кого-нибудь водяной петлей обовьет, камни сносит, борозды точит — всех нас изотрет", - плакали скалы.

Покачал снеговой шапкой Алтай, насупил брови и давай корить сына:

"Чего-буйствуешь? Ты бы лучше подумал да поучился, как отцово добро беречь".

"Выпусти ты меня, отец, на волю. Тесно мне в горах, как в темнице. Не сторож я добру твоему. Какой прок от него, коли похоронено оно в камне", -ответил ему Иртыш.

И случись в ту пору: пролетал мимо старый беркут. Услышал, как спорят отец с сыном, не утерпел и опустился на берег, прильнул к студеной иртышской волне и шепнул:

"Прав ты, молодец, давно пора тебе уйти из гор, силу попытать. Давно ждет, не дождется тебя красавица-богатырша Обь...".

И решил Иртыш бежать с гор.

Призадумался Иртыш: в какую сторону путь-дорогу держать, где красавицу Обь искать. Остановился он, закручинился и слезу горючую пролил.

Пролетали в то время над степью три сестрицы чайки. Увидали молодца в кручине, приникли к его груди и спрашивают:

"Почему, Иртыш, пригорюнился, слезу озером по степи разлил?"

"Да как же мне не горевать, слез не лить? Во все стороны дороги расходятся, и не знаю я, в какую сторону мне путь держать, где Обь красавицу сыскать?"

Помахали чайки крыльями, покачали головами и сказали:

"Спору нет - велика твоя кручина. Да только можно горю помочь. Ту красавицу Обь мы встречали. Держит путь она на полуночь, к Ледовитому морю-океану".

Обрадовался Иртыш и покатил в полунощную сторону к морю-океану. А на том месте, где пролил он слезу, озеро осталось - Зайсаном прозвал это озеро народ.

Только разбежался Иртыш, чтобы поскорее свидеться с Обью, а навстречу ему камень ползет. То старик Алтай выслал погоню, чтобы сына-беглеца по дороге перенять.

Спешит Иртыш, торопится от камня убежать, а тут еще к нему веселая речонка Бухтарма привязалась. Подобралась и ну ласкаться. А сама так и бурлит, так и петляет.

"Прими меня, брат Иртыш", просит Бухтарма.

"Не до тебя, отмахнулся Иртыш, видишь, отцовы горы меня настигают".

Захныкала Бухтарма: "Куда же мне теперь деваться, куда воды свои понести?"

Пожалел Бухтарму Иртыш и сказал: "Ладно, будь мне сестрой", и принял ее.

А алтаевы посланцы по пятам за Иртышом гонятся, уже дорогу начали перебегать, в воду крутыми боками бухнули, сжали, сдушили, да только не сумели они возвратить беглеца.

Понатужился Иртыш, присобрал свою силу, да как вскинулся вперед и вырвался из каменных лап. Так и остались скалы тут стоять да дивиться силе Иртыша. До сих пор стоят, боятся старику Алтаю на глаза показаться.

А Иртыш снова вышел в степь. Конца и краю той степи не было. Солнце выжгло ее травы, высушило земли, выгнало испарину соленую.

"Ну-ка, испей моей водицы", - сказал Иртыш и разлился широко, привольно.

Обрадовалась степь и приникла к иртышской воде горячим сухим телом.

А Иртыш все дальше и дальше уходит на север. И всюду, куда ни приносил он свою воду, оживала земля.

"Не хочу я хоронить свое добро только для себя, как старик Алтай", - говорил он.

И вот настал день, когда встретился Иртыш с красавицей Обью. Еще издалека увидел он, как изогнулась она дугой в его сторону.

"Как раз по мне красавица-богатырша!" - сказал Иртыш и притянул Обь к себе, обнял, и слились две реки в одном русле и потекли к Ледовитому морю-океану.

С тех пор идет у них спор "кто чей приток – Иртыш ли Оби или Обь-Иртыша". Ведь заставил же молодец Иртыш богатыршу Обь течь по своему пути.

 

Легенда о происхождении дороги между селом Самарово и Ханты-Мансийском

В далекие - далекие времена, Хантыйский бог Торум в очередной раз пошел охотиться  на диких зверей и птицу. Охота показалась ему настоль увлекательной, что Торум заблудился. 2 дня и 2 ночи он бродил по тайге и наконец, родные Торума решили идти на его поиски. Они долго ходили по лесу, и казалось бы надежда найти Торума их покидала, пока они не натолкнулись на его следы. Они пошли пол его следам вниз по горе, и наконец нашли Торума. Он забрел в село Самарово, о котором не знал раньше, добрые люди обогрели и дали ему кров, тогда он тоже отчаялся вернуться домой, но все обошлось. Так и появилась дорога между Самарово и Ханты-Мансийском.

 

Легенда о Югорской долине

В те далекие времена, когда обосновался люд  хантыйский на великой земле Югорской, пушниной да рыбой богатой. Кедрами да соснами величавыми славился. Жили ханты и манси в мире и согласие, почитали богов своих да вели хозяйство. И в один из ясных дней напал на землю славную Ермак с войско своим и начал громить. Противостоял ему князь угорский Самар, защищая землю свою от напасти до последнего. А народ его волноваться начал, богов своих призывать да семьи спасать. Бежали напуганные  ханты в горы высоко, дороги не ведая. Долго бежали они по степям в надежде на спасение и милость богов. И тут явился им знак свыше, увидели они как кружит над ними птица-царь величавая, божественная, призывая следовать за ней. Бежали они вслед за гагарой на север, далеко в глушь степную и укрылись в кедрачах великих. Поблагодарили люди птицу за спасение, приклонились перед ней и остались пережидать.

На месте том сейчас возвышается огромный чум, который радушно встречает гостей земли Югорской, а люди его «Югорской долиной» называют.  Ну а на заднем дворе притаилась птица спасительница – Гагара, ханты её почитают и место то святым величают.

 

Легенда об олене Касум

Много лет тому назад жили ханты и манси на земле своей родной – Югре. Жили да не тужили, горя не знали. Трудились ханты с утра до позднего вечера, на охоту ходили, рыбу ловили, ягоды да грибы собирали. В один из дней благодатных в семье опытного охотника ханта Миш приключилась история.

Отправился утром Миш на охоту в тайгу. Долго бродил он по тайге в поисках добычи да остановился отдохнуть. И вдруг пошатнулись деревья, захрустел снег и из-за сугроба заснеженного появился свирепый медведь. Испугался хант, что сердце его в пятки ушло, и ноги подкашиваться начали. Тут напал медведь на Миша и началась борьба не легкая. Достал Миш кинжал свой острый да отважно схватился с медведем, убив его вскоре. Изнемогая и истекая кровью пал Миш на снег да потерял сознание.

Спустя некоторое время приоткрыл глаза Миш и мутным взглядом увидел перед собой красивого оленя, который взгромоздил его на свою спину.

Очнулся хант ближе к вечеру в своей деревне, в семье да тепле. Выскочил тут же из чума в надежде увидать спасителя своего. Стоял перед ним красивый и могучий олень, посмотрел Миш на него благодарным взглядом и приобнял. Накормил и напоил он оленя да оставил у себя. Дал ему благородное хантыйское имя Касум. И с тех пор не расставались они никогда.

Олени же по сей день остаются лучшими друзьями хантов и манси. Служат им и помогают в хозяйстве.    

 

Мост Красный Югорский дракон

Однажды летевший дракон решил отдохнуть и увидел холм, подлетел к нему и прилёг. Только сомкнул глаза, а его уже гонят. Перелетел дракон на другой холм и оттуда его выгнали, отчаялся уже было дракон, но сил нет и лёг он между берегами могучей сибирской реки Иртыш и некто не тревожил дракона, закрыл глаза и уснул. Очнулся, а ноги оказались в воде, одел каменные башмаки, затрясся от ярости, встал на могучие ноги, выпучил свои красные глаза, выгнул свою могучую спину и замер навечно.

Сегодня он составляет 1336 метров и 42 тысячи тонн конструкций.

Это большая дорога на большую землю.