Дворянское гнездо

 

Парк расположен на левом крутом берегу р. Орлик. По преданию, здесь когда-то находилась городская усадьба, описанная И.С. Тургеневым, а скромный деревянный двухэтажный особняк первой половины XIX в. местная легенда связывает с "Домом Калитиных". В 1967 г . "Дворянское гнездо" было благоустроено по проекту архитекторов О.В. Левитского и С.Т. Агановой. На краю обрыва сооружена так называемая "Тургеневская беседка", а в начале Октябрьской улицы - смотровая площадка. В 1971 г. здесь был установлен мраморный бюст И.С. Тургенева (скульптор Г.П. Бессарабский).

 

Улица Ленина

 

Центральная пешеходная улица города Орла. Находится в пределах исторического центра города, в Советском районе. Протяжённостью около 660 метров, она берёт своё начало у Александровского моста и заканчивается у площади Ленина.

Раньше улица называлась Болховской, и здесь сосредотачивалась основная торговля. В согласии с тенденциями той эпохи все здания на Болховской строились в стиле классицизма.

В 1823 году здесь появилась первая в Орле каменная мостовая, а у поворота к городскому саду, на углу улицы, было построено здание Дворянского собрания, представлявшее собой продолговатую постройку, украшенную шестиколонным порталом.

В 1840-х годах улица часто страдала от пожаров. Жилые здания середины XIX века, которыми Болховская улица ещё более уплотнилась на данном этапе, строились уже под  влиянием стиля барокко. В те годы улица имела значительно большую протяжённость, нежели сейчас: в 1893 году по Болховской были проложены трамвайные линии, а в 1895 году — проведено электричество. После этого в вечернее время витрины магазинов на Болховской стали освещаться с помощью жестяных софитов с закреплёнными в них лампочками. С электрификацией Болховской улицы вечерние прогулки по ней стали обычным занятием для орловских барышень. Именно на Болховской улице жители Орла увидели первый в городе кинематограф и первую фотостудию. В строительстве зданий стали использоваться бетон, металл, стекло и глазурованный кирпич — в архитектуру Орла пришёл стиль модерн.

В период Первой русской революции Болховская улица стала эпицентром революционных событий, развернувшихся в Орле, а позднее, в первые годы Советской власти, здесь проходили манифестации и демонстрации. В 1919 году новые городские власти сменили название центральной улицы в честь В. И. Ленина. За годы Великой Отечественной войны многие здания, относящиеся к улице, были разрушены или повреждены, в том числе во время боёв за город летом 1943 года. После освобождения Орла 5 августа этого года улица Ленина подверглась преобразованиям: постройки, пострадавшие в военное время, восстанавливались (нередко без учёта их первоначального облика). После окончательной реставрации городские власти ограничили строительство зданий по улице Ленина. 

23 мая 1973 года, в рамках благоустройства исторического центра Орла, приуроченного к тридцатилетней годовщине с момента освобождения города, с улиц Горького и Ленина были сняты трамвайные пути, вследствие чего последняя стала исключительно пешеходной.

В наши дни улица Ленина продолжает сохранять своё историческое значение: здесь проводятся ярмарки, праздники и гуляния.

 

Здание центрального банка

 

Построено по проекту московского архитектора С.К. Родионова для Орловского коммерческого банка, основанного в 1872 г . Здание, выходящее фасадом на ул. Гостиную, строилось в 1897-99 гг., корпус, обращенный фасадом на набережную р. Орлик, закончен в 1900 г . Как архитектурный ансамбль так называемого "русского стиля", является уникальным для гражданского строительства в Орле.

В настоящее время в здании размещается областное управление Центрального банка России.

 

Гостиница Орел

 

Сооружена на месте, где до 1917 г . находилась гостиница "Саратов", по проекту архитектора С.А. Робей в 1952-1955 гг. До 1958 года называлась "Советской". Главный вход обозначен колоннами с балюстрадой. Один из углов 4-этажного здания завершен башней.

 

 

Вокзал

 

Построен по проекту архитектора С.А. Мхитаряна в 1949-50 гг. на месте прежнего вокзала, существовавшего с 1868 года. Состоит из двух зданий, выстроенных в формах классицизма, соединенных друг с другом подземным тоннелем. Башенные часы, выполненные по проекту архитектора О.В. Левитского, установлены 5 августа 1968 г. Исполняют мелодию из первой симфонии композитора В.С. Калинникова. 

 

 

Сквер танкистов

 

Представляет мемориальный комплекс, состоящий из братской могилы советских воинов, похороненных 5-7 августа 1943 г., и памятника - танка "Т-34" на постаменте с Вечным огнем перед ним. Позади памятника, по обе стороны центральной аллеи, ведущей к братской могиле, сооружены мемориальные стелы. Открыт 5 августа 1968 г.

 

Мемориал 400-летия основания Орла

 

Представляет собой архитектурно-скульптурный комплекс. Открыт 5 ноября 1966 г. Основой его композиции является 27-метровый вертикальный гранитный обелиск с высеченными на нем знаменательными датами в истории города. У его подножия заложено письмо потомкам XXI века. Рядом, на гранитном выступе набережной, расположена скульптурная группа в честь освобождения Орла 5 августа 1943 года. С тыльной стороны на гранитной стене установлены изображения гербов городов Орловской области.

 

Дом книги

 

Трехэтажное, кирпичное здание построено в 1956 г . с использованием форм классицизма по проекту архитектора И. А. Иванова. Выносные горельефы и бюсты русских писателей выполнены скульпторами Г.Д. Лавровым и М.Г. Глушенко. Используется под различные учреждения. В нижнем этаже находится книжный магазин, открытый 6 ноября 1956 г.

 

 

Театр Свободное пространство

 

Расположен в историческом центре Орла. Здание построено в 1799 г. для городской думы и городского магистрата. Кирпичное здание находится на стрелке, дающей начало ул. Комсомольской и Карачевской. Оба его крыла объединяются на углу восьмиколонной полуротондой с куполом на круглом барабане. Выразительность этого композиционного приема, типичного для градостроительства классицизма, сохраняется и поныне, несмотря на перестройки здания. После капитального ремонта здания и его реконструкции в нем с апреля 1981 г. разместился театр юного зрителя, с 1991 г. - театр для детей и молодежи "Свободное пространство".

 

 

Музей писателей-орловцев в Орле

 

Музей писателей-орловцев находится в историческом центре Орла на улице Тургенева.
Музей был открыт в 1957 году. С 1980 года он разместился в бывшем доме орловского вице-губернатора Н.П. Галахова. До этого располагался в мемориальном доме семьи Грановских.
В музее развёрнуты экспозиционные залы, посвящённые творчеству орловских писателей и поэтов, таких как А.А. Фет, Л.Н. Андреев, М.М. Пришвин, Б.К. Зайцев и И.А. Новиков. Основу экспозиции музея составляют подлинные вещи писателей, которые позволили воссоздать интерьер их рабочих кабинетов.

 

Военно-Исторический музей

 

Военно-Исторический музей в Орле открылся в 1983 году, когда город отмечал 40-летний юбилей освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Это была крупномасштабная операция, в результате которой советские войска освободили Орловскую область. Главный экспонат музея - диорама «Орловская наступательная операция». Это огромное полотно размерами 9 х 33 метра. Помимо диорамы, которая является одним из популярнейших экспонатов, в музее насчитывается 11 залов, посвященных различной тематике. Экспозиция рассказывает об истории Орловской земли с древнейших времен до современности. Часть выставочного пространства посвящена участию жителей Орловщины в войнах и вооруженных конфликтах. Среди экспонатов - архивные документы, письма и фотографии, а также личные вещи и награды участников сражений. 
В 1985 году перед центральным входом музея был установлен танк "Т-70", который прежде стоял в сквере Танкистов, рядом с братской могилой. Спустя еще несколько лет, рядом с танком появилась 122-миллиметровая гаубица образца 1938 года.

 

 

Дом-музей Н.С. Лескова в Орле

 

Дом-музей Н.С. Лескова находится в историческом центре Орла на улице Октябрьской. Земельный участок, на котором сейчас расположен музей, в 1832–1842 годах принадлежал “дворянскому заседателю” орловской судебной палаты Семёну Дмитриевичу Лескову, отцу писателя. В 1850 году во время одного из орловских пожаров дом сгорел. В середине 1870-х годов на его месте был построен дворянский особняк.
Сейчас в доме-музее размещается экспозиция "В мире Лескова", имеющая самую значительную коллекцию. Литературно-мемориальная экспозиция размещена в шести залах. Она раскрывает основные вехи жизненного и творческого пути писателя: здесь подлинные документы, портреты, картины, прижизненные издания лесковских произведений, записные книжки, сохранившаяся часть библиотеки, личные вещи, мебель Лескова и его сына. Кроме того, А.Н. Лесков оставил в дар музею собственный богатейший архив.

 

 

Дом-музей Леонида Андреева в Орле

 

Музей размещается в доме, сохранившемся практически в своем первозданном виде, где прошли детские и юношеские годы писателя. Дом, построенный в 1874 годы Николаем Ивановичем Андреевым, является памятником истории и архитектуры федерального значения. В нём Леонид Андреев прожил семнадцать лет (с 1874 по 1891 годы), пока не уехал учиться сначала в Петербургский, а затем в Московский университеты. Экспозицию музея составляют вещи эпохи, бытовавшие в Орле на Пушкарных и Посадских улицах, экспонаты собраны у старожилов этих улиц. В музее воспроизведена обстановка родительского дома будущего писателя, окружающая обстановка, всё, что нашло потом отражение в произведениях Леонида Андреева.

 

                                                                               Государственный литературный музей И.С. Тургенева

Музей Тургенева входит в число старейших в России литературных музеев. Его основание было приурочено к 100-летнему юбилею великого писателя, который праздновался в 1918 году. История музея началась с мемориальной коллекции, посвященной жизни и творчеству И.С. Тургенева. Постепенно собрание расширялось за счет включения материалов, посвященных и другим знаменитым выходцам из Орловского края. Один за другим создавались музеи-филиалы, посвященные таким выдающимся писателям, как Н.С. Лесков, Т.Н. Грановский, Л.Н. Андреев и И.А. Бунин. 
 

Успенский (Михаило-Архангельский) собор

Расположен в центре города Орла на правом низком берегу реки Орлик в бывшей Посадской слободе Орла. Представляет из себя одну из лучших построек зрелого классицизма в Орловской области.

В 1678 году посадскими людьми Овчинниковым и Грибачевым был построен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы с колокольней.

Позднее, в 1730 году, рядом с ним для зимнего богослужения купцом Калашниковым была выстроена каменная церковь Св. Архистратига Михаила.

К концу XVIII в. оба храма стали тесны для выросшего прихода, и, к тому же, обветшали, поэтому их разобрали и начали строительство более вместительной церкви.

Новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с двумя приделами — Св. Архистратига Михаила и Св. Иоанна Воина был заложен 19 сентября 1801 года. В 1803-м была построена трапезная с двумя престолами. Окончательно работы были завершены в 1817 г.

С окончанием строительства храма Орел получил красивейшую и на довольно длительное время самую вместительную (до постройки Покровской и Смоленской) церковь в городе. С этого времени Михаило-Архангельская церковь, хотя и не являлась соборной, использовалась для проведения различных торжественных мероприятий. Соперничать с ней мог только Петропавловский собор, заложенный в 1797 году, однако его строительство ремонты и переделки продолжались довольно долго.

В сентябре 1823 года Орел посетил Император Александр I, в честь которого здесь было совершено богослужение. В январе 1826-го в ней же покоилось тело умершего Государя, когда его везли из Таганрога в Петербург.

Наиболее ценной и почитаемой иконой в храме издавна была Страстная икона Божией Матери, заключенная в серебряную позолоченную ризу. В 1905 году деревяный иконостас храма заменен на мраморный.

При церкви действовала церковно-приходская школа, открытая в 1890 году купцом И. И. Власовым, имелась также богадельня, существовавшая на вклады купца А. Ф. Кулабахова. С церковью Св. Михаила Архангела связаны жизнь и творчество Л. Н. Андреева. Здесь его крестил священник Андрей Казанский, который послужил прототипом отца Игнатия в рассказе Андреева «Молчание». Храм фигурирует в рассказах «На реке», «Гостинец», «Баргомот и Гараська», «Весенние обещания», очерке «Когда мы мертвые просыпаемся», автобиографической пьесе «Молодость». Эта церковь стала для Л. Андреева символом Орла и родины. В разное время храм посещали Н. С. Лесков, И. А. Бунин и другие писатели, неоднократно упоминавшие его в своих произведениях.

В 1920-х годах летнюю половину церкви отдали под музей религиозных искусств (просуществовал здесь до начала 1940-х гг.), а трапезную временно оставили для богослужения.

В 1989 году храм передан во владение общины верующих. 6 января 1990 года вновь освящен епископом Орловским и Брянским Паисием.

В 2004-2005 годах проведена масштабная реставрация храма.

В конце 2005 года установлен новый иконостас.

 

 

Церковь Василия Великого (Троицкая), сер. XVIII в.
 

    Церковь находится в южной части города, на правом берегу Орлика. Расположенная на перекрестке прямых улиц, она служит центром окружающей невысокой застройки. Выстроена церковь в 1743-51 г.г. с престолами во имя Троицы (вверху) и Василия Великого (внизу), в нижнем же этаже был устроен с южной стороны Никитский придел, колокольня построена в 1802 г., а в 1866 г. в ней сделана каменная лестница.    Церковь является самым ранним в Орловской области памятником барокко. Суждения о её архитектуре затруднены позднейшими пристройками и переделками, однако характерными элементами стиля являются объемное построение по типу восьмерик на четверике, форма алтарной части, раскреповка углов, лопатки по углам четверика и восьмерика и раскрепованные карнизы над ними. На фасадах храма проемы расположены в три оси, в восьмерике восточная и западная грани оставлены глухими, на них помещены арочные обрамления, имитирующие окна остальных граней. В кладке под отбитой штукатуркой прослеживаются следы наличников, рисунок которых характерен для середины XVIII в.
Внутри церковь перепланирована и заново оштукатурена.

 

Церковь Богоявления, нач. XVIII в.

 

 Находится на берегу Орлика, недалеко от впадения его в Оку. На стрелке, между речками, был основан город, здесь находилась крепость. В наши дни застройки вокруг церкви не существует, она стоит между небольшим сквериком торговых рядов и парком, разбитым по берегам Орлика и Оки.

Церковь входила в ансамбль сооружений Богоявленского монастыря, основанного в границах большого острога в 40-е г.г. XVII в. После пожара 1680 г. монастырь был перенесен на новое место, за пределы города, а его церкви обращены в приходские. Сохранившаяся церковь Богоявления построена очевидно, в начале XVIII века. В 1939 г. колокольня и ограда были разобраны, уцелели лишь южные ворота. При переоборудовании памятника в 1962 г. году разобрали глухой венчающий восьмерик храма с главкой. Здание построено из кирпича, оштукатурено и окрашено.

Богоявленская церковь, подвергшись переделкам XIX века, лишившись завершающих ярусов колокольни и храма, снаружи имеет вид постройки позднего классицизма, лишь высокий восьмерик с завершающим его световым восьмигранным фонарем свидетельствуют о принадлежности памятника кругу произведений т.н. нарышкинского барокко конца XVII - начала XVIII вв. Лопатки по углам восьмерика и наличники окон получили профилировку в XIX веке. При ремонтных работах в 1970 г. под классическим карнизом, завершавшим восьмерик, был обнаружен пояс белокаменных балясин, который был раскрыт, но оштукатурен и окрашен.

Интерьеры памятника получили свою нынешнюю композицию при работах 1830-х г.г., когда стены храма были прорезаны высокими и широкими арками, соединившими его пространство с пространством приделов и трапезой. Декоративное убранство помещений не сохранилось.

 

Церковь Николая на песках (Ильинская) кон. ХVIII - сер. XIX в.в.
 

    Находится на низком и пологом берегу Оки в юго-западной части города. Окружающая ее одно - или двухэтажная застройка имеет регулярную планировку из пересекающихся под прямым углом улиц, церковь стоит на одном из таких перекрестков.
    Заложена церковь в 1775 г., в 1776 г. освящен Никольский придел, а в 1790 г. храм во имя пророка Ильи. Существующая трапезная выстроена, вероятнее всего, в середине ХIX в., еще позже к колокольне пристроили входные тамбуры и длинный западный притвор. В 1858 г. церковь горела и была возобновлена. При этом памятник получил сохранившуюся доныне отделку фасадов. В 1946 г. произведен капитальный ремонт здания. В последние годы к нему со всех сторон добавлены пристройки, связанные с его переоборудованием.

Церковь является памятником архитектуры раннего классицизма. Самой интересной частью здания является колокольня. Два ее нижних четверика с каждой стороны обработаны тосканским четырех-пилястровыми портиками. Пилястры сдвоены по углам, средние зоны внизу заняты арочными проемами входа и окон - вверху. Портики первого яруса завершены фронтонами.

Интерьеры памятника переоборудованы и не сохранили первоначального убранства.

 

Церковь Смоленская, сер. вт. пол. XIX в.
 

Находится на низком западном берегу Оки, недалеко от Николо- Песковской церкви. Ее крупный объем служит доминантой всей этой части города, что особенно ясно при взгляде вдоль улицы Ленина, перспективу которой она занимает. Строительство трапезной началось в 1850-е годы и окончилось в 1867-68 гг., когда были освящены два придела - нерукотворного образа Спаса и Дмитрия Солунского. Основной объем в это время был возведен на высоту стен трапезной. Его достроили лишь к 1889 г. В 1894 г. храм был отделан внутри и в 1895 г. освящен. Строительный материал кирпич, в отделке применен белый камень.

 Храм является трехапсидной пятиглавой крестовокупольной постройки. Подобные здания связаны с широко распространенным в середине XIX в. стремлением следовать формам древнерусской архитектуры.

 

Церковь Троицы, нач. вт. пол. XIX в.
 

    Находится в северной части города. Здесь с 1778 г. существует кладбище, для которого она была выстроена в 1823-28 гг. Судя по описи 1828 г. к храму с четырех сторон примыкали портики, колокольня же была устроена временная в виде двух столбов с двухкатной кровлей над ними. Существующая колокольня выстроена в 1851-54 гг. В 1867-69 годах церковь расширили по проекту Попова, утвержденному Орловским губернским строительным комитетом 8 октября 1864 г. Пристройки были вызваны желанием сыновей генерала А.П.Ермолова устроить под сводами церкви склеп их отца. Храм получил нынешний облик, при этом были сломаны изначальные портики с северной и южной сторон, а восточный встроен в восточную стену алтаря. Тогда же колокольня, стоявшая отдельно, была соединена с храмом. Здание было капитально отремонтировано в 1947 г.

  Церковь выдержана в формах позднего классицизма. Крестообразный объем самого храма завершается широким барабаном, несущим купол с главкой.

 

Церковь Иоанна Предтечи (Крестительская) вт. пол. XVIII в. - перв. пол. XIX в.
 

    Расположена на Крестительском кладбище, среди густо разросшихся кустарников и деревьев. Ее начали строить в 1774 г., в 1777 г. крестообразный в плане кирпичный храм (типа восьмерика на четверике) был выстроен. В 1827 г. расширили трапезную, построили колокольню и тогда же, очевидно, алтарное помещение подучили пристройки с севера и юга.
    Церковь является памятником архитектуры двух периодов, а колокольня и трапезная возникли в эпоху зрелого классицизма, их стены покрыты рустом, в котором широкие полосы чередуются с более узкими. Над арочными окнами обрисованы замковые камни, разбивающие монотонность горизонтальных параллельных линий. Архитектура самого храма еще полна отзвуков барокко. Довольно сильно выступающим пилястрам северного и южного фасадов соответствуют раскреповки карнизов над ними, в то время как поля помещенных выше фронтонов оставлены гладкими.

Живопись, покрывающая стены и своды храма, исполнена в 1960-е г.г. На сводах трапезной и храма помещены "Сошествие во ад" и "Новозаветная троица". Иконостас перенесен в 1962 г. из Богоявленской церкви. Хоры в трапезной сделаны в 1960-е г.г.

 

Церковь Ахтырская (Никитская), вт. пол. ХVIII в.
 

Находится на высоком правом берегу Оки, прилегавшие к ней кварталы застроены небольшими 1-2 этажными домами. Колокольня церкви, прежде хорошо видимая из любой части города, была его главной вертикалью.  Церковь является памятником классицизма. В ее объемной композиции доминируют высокая четырехярусная колокольня со шпилем, чей силуэт и масштаб рассчитаны на восприятие не только вместе с храмом, но выдерживает роль центра застройки большого района города. Возникнув  за пределами города здание церкви после застройки Курских улиц и возведения колокольни получило важное градостроительное значение.

Внутри храма сохранились иконоcтасы. Пятиярусный в основном помещении сделан после войны, его покрывает орнаментальная живопись конца 1960-х г.г. Трехярусные иконостасы приделов второй половины ХIХ в. перенесены сюда в 1962 г. из Богоявленской церкви. На сомкнутом своде храма сохранилась композиция "Явления троицы семи ангельский чинам", исполненная, очевидно, в середине XIX века. Настенная живопись выполнена в 1968 г.

 

Ансамбль бывшего Введенского женского монастыря
 

    Основан 20 (30) сентября 1685 г. Первоначально располагался на левом берегу р. Орел на месте древнего Афанасьевского погоста. В 1843 г. монастырь сгорел и был перенесен на юго-восточную окраину города, в конец Курских улиц к приходской Христорождественской церкви, построенной в 1800-1822 гг. Открытие монастыря на новом месте состоялось в  1848 г. Во 2 пол. XIX в. на его территории были возведены храмовые, жилые и хозяйственные постройки. В нач. XX в. монастырь являлся одной из самых благоустроенных обителей России. В нем имелось 4 храма: Христорождественский собор, Тихвинская надвратная церковь (1865), устроенная в ее нижнем этаже Троицкая церковь (1887) и Воскресенская церковь (1885). В 1907 г. в монастыре числилось 350 сестер, он имел 286 десятин земли и славился своими золотошвейными работами. Монастырь был описан в романе Н. С. Лескова "Некуда" и автобиографической повести И. А. Бунина "Жизнь Арсеньева". По преданию, одна из монахинь обители послужила прототипом Лизы Калитиной в тургеневском романе "Дворянское гнездо". В 1923 г. монастырь был закрыт, а в 1930 годы разрушен Христорождественский собор.  От комплекса монастырских построек к настоящему времени сохранились здания Тихвинской надвратной церкви без верхнего, Воскресенская церковь и часть ограды с двумя башнями. А также двухэтажное кирпичное здание монастырской гостиницы и двухэтажный (низ каменный, верх деревянный) дом, построенный в 1900 г. для Свято-Ольгинской двухклассной церковноприходской школы, основанной при монастыре в 1870 г. Оба здания используются под жилье.

 

Успенский мужской монастырь
 

Расположен на левом скалистом берегу р.Оки. В 1664 г. была построена деревянная Успенская церковь. В 1691 г. была выстроена деревянная церковь Святого Николая.
 В 1691-1693 гг. вместо деревянной Успенской была выстроена каменная того же названия с колокольней и часами.    В 1693 г. была выстроена надвратная церковь Петра и Павла, до 1775 г. бывшая также и приходской, а после ставшая домовой монастырской церковью.
Вместо деревянной Никольской в 1700 г. была построена придельная церковь Рождества Иоанна Предтечи. В то же время монастырь был обнесен каменной оградой с двумя башнями.
Во владении монастыря находились села Архангельское, Монастырское, д.Орлица и Подмонастырская слобода. Монастырь владел 120 десятинами земли.    В 1767 г. в монастыре насчитывалось 12 монахов. В первых числах ноября 1794 г. в монастыре вспыхнул пожар, во время которого сгорела церковь Петра и Павла. После ремонта она была переделана в жилое     помещение. В 1788 г. была учреждена Орловская губерния и одновремен­но был поднят вопрос о перемещении архиерейской кафедры из Севска в Орел. По Указу Святого Синода 20 января 1820 г. при епископе Ионе Успенский монастырь был обращен в Архиерейский дом Орловской епархии, а монастырский штат и имущество переведены во Мценский Петропавловский монастырь.

Сменивший Иону епископ Гавриил продолжил работу по устройству Архиерейского дома.
 Был построен двухэтажный каменный дом для Архиерея, с се­вера била устроена домовая Благовещенская церковь, каретный сарай, конюшня, баня, людской корпус из соснового леса на каменном фундаменте.

    В 1844 г. сенатором А.В.Кочубеем была воздвигнута небольшая теплая церковь Троицы, иконы для нее написаны в Академии Художеств.     В 1851 г. было поручено разрешение на постройку собора при Архиерейском доме. Собор во имя Троицы был заложен в 1860 г. В 1879 г. Троицкий собор был освящен.    В конце XIX в. помещения вновь стали тесными, и снова потребовалось расширение консисторского корпуса с архивом и исправление церквей и служб Архирейского дома.    В 1900 г. в Орле был образован церковно-археологический музей, разместившийся в церкви Петра и Павла.    В 1904 г. он был переведен в 3 верхние комнаты Архирейского дома и частью в церковь, построенную Кочубеем. В 1905 г. музей насчитывал свыше 1 тыс. предметов, книг и рукописей (многие XVI-XVII вв., фотоснимки).    Архирейский дом располагался на этой территории до 1923 г. Он был описан в произведениях Лескова Н.С., Бунина И.А.    Троицкая церковь (усыпальница Кочубеева) - каменное, одноэтажное под двухскатной кровлей здание, некогда завершалось двумя глухими, четырехгранными фонарями под восьмигранными главками.