Донифарсская республика. Старинное селение Донфарс хранит в своей истории немало легенд связанных с защитниками существовавшей здесь «Средневекой республикой».
Боевые башни Халгон. Две боевые (сторожевые) башни возвышающиеся над «Солнечной долиной» Куртатинского ущелья - являются памятником того как легко может вспыхнуть кровная вражда между целыми фамилиями и как мудры горские обычаи позволившие ее остановить.
Теснина реки Фиагдон – Тропа чудес Над узкой тесниной реки Фиагдон выдолблены узкие дорожки и построены мосты, гуляя по которым, можно наслаждаться великолепием местного пейзажа, под грохочущий рев реки. На тропе, прямо из большого камня торчит стилизованный «Меч кровников». Легенда гласит, что в окрестностях этого места в давние времена на узкой тропе, над пропастью охотник увидел попавшего в беду путника, которому он был кровным врагом, и от меча которого мог погибнуть. Но честь горца оказалась выше нежелания встречи и не позволила отказать в помощи путнику. Охотник спас путника от гибели. После этого, путник простил его и в знак примирения они воткнули меч вражды в камень и стали братьями.
Святилище Дзывгъисы дзуар. Согласно легенде, однажды в Куртатинском ущелье выпал сильный снег. Всё вокруг стало белым-бело. Но жители селения Дзывгъис (произносится [Зывгиш]) с удивлением увидели, что одно место недалеко от села совершенно не тронуто снегом. Это было так необычно, что они решили посмотреть, в чём тут дело. Пробрались они сквозь глубокий снег к этому месту и обнаружили в центре покрытой травой поляны две горячие надочажные цепи. От цепей исходил пар, а земля вокруг них была совершенно бесснежной. Поняли люди, что это священный дар Небес и решили построить там святилище. По сегодняшний день куртатинцы поклоняются этому дзуару. Дзуары лæгтæ (произносится [Зуары лагта]) - жрецы благословляют этими цепями, одной - женщин, другой - мужчин.
Практически с каждым объектом туристического показа на всех без исключения экскурсионных маршрутах связана какая – либо легенда, а то и несколько. Особенностью при этом является то, что большинству из них подходит определение «быль, ставшая легендой». Причем ХХ век не стал исключением.
Святилище «Реком». Святилище Реком занимает особое место среди древностей Северной Осетии. Расположенное в глубине Цейского ущелья, на высоте 1946 метров над уровнем моря, оно уникально тем, что построено не из традиционного для горной Осетии камня, а из дерева.
У ученых нет общего мнения о дате постройки этого святилища. Самая ранняя версия принадлежит Е.И.Крупнову, относящему постройку к первому тысячелетию до н.э., периоду кобанской культуры. Самая поздняя - В.А. Кузнецову, датировавшему святилище не ранее Х века. Во времена глубокой древности вся территория Цейского ущелья считалась заповедной зоной - «Ивард Реком», на которой находился сложный культовый комплекс, объединявший более десятка святилищ и мест молений. В самом начале Ивард Рекома (Цейского ущелья), на правом берегу р. Цейдон некогда стояла одинокая каменная стела - «святилище благословения пути св. Уастырджи» (камень стела - для мужчин, для женщин - огромный дуб, обложенный камнем), откуда начинали долгое шествие по священной тропе-дороге «Реком-над» многочисленные паломники.