Место принятия  ислама ингушами

   У селения Альтиево находится памятный монумент, открытый в честь святого проповедника Устаза Кунта-Хаджи Кишиева,  который совершил на ингушской земле первый намаз. Наиболее интенсивно мусульманское вероучение стало проникать в Ингушетию, начиная с XVIII века со стороны Чечни.  Несколько попыток  широкого распространения ислама среди ингушей предпринимает  имам Шамиль и его наибы. Но все, что навязывалось им силой, ингуши не принимали. Массовое обращение ингушей в ислам началось во второй половине XIX в. с появлением Кунта-Хаджи Кишиева проповедовавшем ислам среди ингушей.  Кунта-Хаджи словом и своим дорожным посохом сделал то, чего Шамиль не смог сделать мечом. Путь проникновения и закрепления ислама в Ингушетии был сложный и тернистый, ингушские  обычаи и нормы ислама не противоречат друг другу, и поэтому ислам органично вошел в среду ингушей.  Сегодня ингуши исповедуют ислам — религию богатую, чистых помыслов, призывающую к добру и созиданию, религию, которая по своим принципам подходит к ингушскому менталитету, их характеру и обычаям.

Адрес: Республика Ингушетия, Назрановский район, с. Альтиево                                                                             Как добраться: проезд рейсовым автобусом «Назрань-Альтиево».

 

Гамурзиевский источник

В селении Гамурзиево находится почитаемый в Ингушетии святой источник имени святого Шейха Кунта-Хаджи Кишиева.  В середине XIXв. в местечке Дуан–Гув (гора молитвы)  люди  во главе с  шейхом собрались и решили выполнить первое омовение перед первой общей мусульманской молитвой. Однако рядом не было воды для его совершения. Многие начали звать людей из окрестных домов и просить воды и рукомойников.  Шейх Кунта-Хаджи, улыбнувшись, произнёс в этот момент:

-Вот вода никуда идти не надо.

И он просто руками разрыл почву и оттуда начал бить источник.

Адрес: Республика Ингушетия, Назрановский район, с. Гамурзиево                                                                         Как добраться: проезд рейсовым автобусом «Назрань-Гамурзиево».

 

Зиярат (место поклонения)  Батал-Хаджи Белхороева

В селении Сурхахи находится   место захоронения  Шейха Батал-Хаджи Белхороева -зиярат основателя одного из вирдовых братств Ингушетии. Вирд - задание в виде молитв, которые   шейх даёт своим  мюридам. Зиярат является местом особого почитания его последователей, и создан в комплексе с мечетью.  Купола зиярата видны издалека, которые  служат красивым дополнением всего комплекса.   Основанный Шейхом Батал-Хаджи вирд является одним из самых замкнутых в Ингушетии. Его последователи проживают во всех районах республики. Рассказывают, что при принятии нового мюрида в братство Шейх спрашивал: «Ты обязуешься не причинять другому то, чего не пожелаешь себе?» и, получив утвердительный ответ, принимал человека в свое братство. Он требовал от своих последователей неукоснительного выполнения требования Святого Корана, Сунны пророка Мухьаммада да благословит его Аллах и да приветствует.

Адрес: Республика Ингушетия, Назрановский район, с. Сурхахи.                                                                             Как добраться: проезд рейсовым автобусом «Назрань-Сурхахи».

 

Христианский храм Тхаба-Ерды (VIIIIXвв.)

       Памятники башенного зодчества в большом количестве сосредоточены в сердце горной Ингушетии - Таргимской котловине. Именно отсюда получило своё распространение древняя архитектура по всей горной Ингушетии и здесь же расположены культовые памятники древнехристианского зодчества.   Однако самым известным среди них и самым древним на территории  России и Ингушетии является христианский храм Тхаба-Ерды, отличающийся от других храмов Северного Кавказа своим большим размером и богатым декором. Храм расположен в 4 км. от Таргима, на правом берегу  р.  Ассы, между сс. Хайрах и Пуй. Храм неоднократно на протяжении свыше двух сот лет    описывался русскими и иностранными учеными.   Впервые храм Тхаба-Ерды был открыт квартирмейстером русской армии Штедером в 1787 году.   За время своего существования храм несколько раз реконструировался и видоизменялся.     Это культовое сооружение было построено на том месте, где ранее стояло языческое святилище, очень почитаемое ингушами. Об этом свидетельствует храмовая ограда с выбитыми языческими символами и камни с углублениями так называемые чашечные камни, вставленные под оградой. По мнению учёных они могли служить для жрецов картой звёздного неба или могли быть календарными знаками. В архитектуре храма прослеживается влияние византийской, армянской, а так же грузинской церквей. Об этом свидетельствуют разновременные и характерные детали армянской и грузинской  архитектуры. О влиянии армянской церкви говорит восточная часть стены украшенная библейскими сюжетами.   Пребывание в горной Ингушетии византийских миссионеров приходится ко времени правления императора Михаила III в 842-867 гг. Миссионеры были обеспокоены тем, что местное население поклоняется в христианском храме языческим богам, а посему нужно принять меры исключительно мирным путём, подкупами и богатыми подарками склонить к христианству местное население. Об этом говорят  летописные данные и вещественные находки косвенно или прямо указывающие на пребывание здесь данных миссионеров. Рядом с храмом Тхаба-Ерды были найдены монеты - солиды с изображением византийского императора Михаила III.  Подтверждением также  процесса христианизации горных ингушей являются пергаментные псалтыри, происходящие с территории Ингушетии. Еще одна подобная рукопись была найдена в начале века в святилище Маго-Ерды. О влиянии грузинской церкви подтверждают характерные грузинской храмовой архитектуры XII в.,  декоративные детали – барельефы и растительный орнамент.   

 В период   средневековья  данный  храм  являлся    законодательным органом  своего времени.  В определенные дни для совершения религиозных обрядов и разрешения спорных вопросов к храму стекались жители обществ Хамхи, Галгай, Чулхой, Цхьорой и Фяппий.  Так же у храма Тхаба-Ерды находился «мехка кхел» — суд страны. 

Адрес: Республика Ингушетия, Джейрахский район.                                                                                                     Как добраться: проезд рейсовым автобусом «Назрань-Слепцовск — Слепцовск-Алкун».

 

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Храм был открыт 9 июня 2012 года, в день празднования 20-летия образования Республики Ингушетия. Чин малого освящения совершил архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима. 14 октября 2012 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима совершил великое освящение Покровского храма в станице Орджоникидзевской (Слепцовской) Республики Ингушетия и первую Божественную литургию в новоосвященном храме. Это первое освящение православного храма в Ингушетии за последние более чем 60 лет.

Первый Покровский храм, существовавший в станице Слепцовской, был разрушен, как   в 1930-е годы двадцатого столетия. Начиная с 1950-х годов богослужения совершались в молитвенном доме, позднее перестроенном в небольшую церковь.  

Адрес: ст. Орджоникидзевская, ул. Пионерская, 24.                                                                                                       Как добраться: Храм расположен в станице Орджоникидзевской (Слепцовской) Сунженского района Республики Ингушетии. Рядом проходит трасса Р217 «Кавказ». Автобусное сообщение организовано с населенными пунктами Малгобек, Владикавказ, Грозный, Назрань, Нальчик, Хасавюрт, Прохладный, Нестеровская, Алкун. С западной стороны находится аэропорт Магас, где совершаются регулярные рейсы в Москву. Расстояние до Магаса составляет 38 км.